Воздушная тревога

Неконкурентоспособность отечественного авиапрома поставила наших перевозчиков в тупик

Вокруг "Аэрофлота" разразился беспрецедентный по масштабам скандал. Руководители авиазаводов, профсоюзов и ряда отраслевых организаций прямо обвинили нашего национального авиаперевозчика в стремлении окончательно добить российский авиапром. Профсоюзных боссов и авиационных лоббистов поддержали парламентарии, обратившиеся к президенту с просьбой как можно скорее "разобраться в ситуации и принять неотложные меры".

Время для раздувания скандала крайне удачное. В середине февраля Совет безопасности России рассмотрит вопрос о "спасении отечественного авиапрома", в начале марта российское правительство проведет ряд совещаний, на которых будет решаться судьба отрасли, а Европейский союз уже заявил, что с 1 апреля намерен перестать пускать наши самолеты к себе. На этом фоне топ-менеджеры "Аэрофлота" и других авиакомпаний должны принять решение о том, какими лайнерами будет пополняться парк в долгосрочной перспективе. Цена вопроса - десятки миллиардов долларов и судьба не только нашего авиастроения, но и российских авиаперевозчиков.

Посильный вклад

Поводом для обвинений в адрес "Аэрофлота" послужила поездка главы компании Валерия Окулова вместе с российским премьером Михаилом Касьяновым в декабре прошлого года во Францию на встречу с ее премьером Лионелем Жоспеном. В ходе визита во французской прессе появилась информация о подписании "Аэрофлотом" и консорциумом Airbus Industrie договора о приобретении, по одним данным, тридцати, по другим - пятидесяти самолетов на сумму от 1,5 до 2 млрд долларов. Французские журналисты почему-то решили, что таким образом Россия внесет свой "посильный вклад" в программу серийного производства лайнера-супергиганта A3XX, которую сейчас реализует Евросоюз. Программа, считают местные обозреватели, испытывает дефицит финансирования, и эта сделка - одно из непременных условий присоединения "Аэрофлота" в 2003 году к глобальному авиационному альянсу SkyTeam, в котором ключевую роль играет Air France. И хотя пресс-служба "Аэрофлота" довольно оперативно опровергла эту информацию как "не соответствующую действительности", сообщив, что "никаких контрактов никто не заключал", последовавшее за этим витиеватое заявление штаб-квартиры Airbus Industrie о том, что было все-таки подписано соглашение о "расширении глобального сотрудничества в области потенциального обновления самолетного парка, послепродажного обслуживания и других сферах", вызвало подозрение наших авиастроителей: крупнейшая авиакомпания России лукавит.

На "Аэрофлот" была моментально организована атака, к которой подключились все так или иначе "заинтересованные в возрождении российского авиапрома" структуры, выступившие с предельно жесткими заявлениями. Сразу после новогодних праздников, 4 января, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Анатолий Бреусов обвинили г-на Окулова в саботаже решений российских властей по мерам господдержки продаж российских самолетов Ил-96 и Ту-20

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама