Как только обостряются проблемы обслуживания внешнего долга, усиливается общественное внимание к нашим финансовым активам - обязательствам зарубежных стран перед Россией за ранее предоставленные кредиты. Так, в связи с трудностями обслуживания долга Парижскому клубу (порядка 48 млрд долларов) в качестве одного из вариантов предлагается его погашение за счет наших должников, имеющих соглашения о реструктуризации своих долгов с ПК (около 52 млрд долларов). Однако эта изящная схема на деле неосуществима. Уж слишком различно качество наших активов и пассивов. Активы в основном относятся к разряду практически невозвратной задолженности.
Другое дело, что в ближайшем будущем со стороны МВФ и ВБ ожидается масштабное списание долга 22 беднейшим странам мира, среди которых есть российские должники, на сумму 34 млрд долларов международным финансовым организациям. Эту инициативу поддержит в отношении двусторонней задолженности Парижский клуб, что доведет величину списания до 2/3 всей задолженности включенных в процедуру списания стран (около 55 млрд долларов). Россия тоже могла бы как-то отреагировать на эту инициативу третьего тысячелетия с тем, чтобы смягчить позицию своих кредиторов.
Однако ожидать взаимозачета с Парижским клубом, равнозначного списанию значительной части российского долга, сейчас нереально. Кредиторов раздражают накопленные золотовалютные резервы и большое положительного сальдо внешнеторгового баланса. На Западе крайне негативно оценивают прежнюю финансовую помощь России, критикуют многие аспекты нашей внутренней политики. Не прибавляет оптимизма заимодавцам и сохраняющийся отток капитала.
Можно ли оживить "мертвые" долги стран третьего мира России?
Сколько осталось
Оценка зарубежных финансовых активов России сама по себе весьма проблематична. Публиковавшиеся данные представляют собой оценки российской стороны. Они обычно исходили из официального курса Госбанка СССР в 0,6 рубля за 1 американский доллар, который не признавало подавляющее большинство должников. Многие реципиенты советских финансовых вливаний вообще не признают своей задолженности, считая, что она образовалась в особых условиях и несла политическую и идеологическую нагрузку.
Куба, например, аргументирует свой отказ от урегулирования долгов России тем, что в связи с прекращением Россией в одностороннем порядке двусторонних экономических отношений экономика острова понесла существенные потери. На Кубе осталось около 600 незавершенных объектов, под которые выдавались советские кредиты. По мнению кубинских специалистов, отказ от продолжения экономической помощи стал чуть ли не основной причиной спада производства на 40-50%. В результате внезапно прерванных связей в 1989-1992 гг. и с учетом последующих "потерянных" лет Куба "выставляет иск" на 15 млрд долларов. Тем самым кубинская сторона фактически стремится к "нулевому варианту", т. е. списанию до 90% всех долгов и развитию отношений практически с "чистого листа".
На конец 1991 года задолженность различных зарубежных стран СССР оценивалась суммой более 85 млрд рублей, или 142 млрд долларов (по курсу 0,6 рубля за 1 доллар). К середине прошлого года Россия уже рассталась более чем с третью активов, которые ей достались от СССР. И это несмотря на новые, хотя и не такие масштабные, как прежде, кредиты и капитализацию просроченных должниками текущих платежей. В бюджете на 2001 год предусмотрено, что объем активов в расчетах со странами дальнего зарубежья не должен опуститься ниже отметки 86,6 млрд долларов. Уменьшение произошло за счет взаимозачета задолженности с бывшими европейскими странами СЭВ (более 10 млрд долларов). Был также осуществлен пересчет долга Вьетнама, Кубы и Монголии по новому курсу 1 рубль за 1 доллар (этот курс использовался при переоценке сальдо взаимных расчетов с бывшими европейскими странами СЭВ), в результате чего активы сократились почти на 21 млрд долларов. В процессе реструктуризации задолженности некоторых развивающихся стран списывалась ее значительная часть. Размер такого списания составил у Нигерии 68%, Анголы - 70%, Перу - 87%, Никарагуа - 90%.
Прямое погашение задолженности осуществляли лишь некоторые российские должники, причем объемы таких платежей были существенно ниже оригинальных графиков выплат. Так, в 1992-2000 гг. Россия должна была получить из развивающихся стран в погашение долгов почти 96 млрд долларов, или по 5-15 млрд долларов ежегодно. Однако реальные выплаты за весь этот период составили менее 16 млрд долларов. Наибольший объем платежей пришелся на 1996-1997 гг., когда с рядом должников были урегулированы вопросы взаимных расчетов. В целом наблюдалась тенденция к снижению размеров поступлений в счет долга (см. таблицу 1).
Тень Парижского клуба
Большие надежды на урегулирование задолженности возлагались при вступлении России в Парижский клуб в качестве страны-кредитора (1997 г.). Трудно сделать однозначный вывод о том, насколько России это членство оказалось выгодным. В настоящее время более двух третей всех поступлений России от зарубежных должников приходится на Индию, отношения с которой были урегулированы на особых условиях. Еще в 1993 году между Россией и Индией было подписано соглашение, где был определен общий размер индийской задолженности в индийских рупиях и порядок ее погашения в форме поставок традиционных товаров индийского экспорта (чай, кофе, медикаменты, изделия легкой промышленности).
И в то же время членство в Парижском клубе сыграло, конечно, положительную роль в урегулировании задолженности ряда имеющих с ним соглашения стран - Мозамбика, Мадагаскара, Мали, Йемена, Конго, Танзании, Бенина, Буркина-Фасо и некоторых других.
Влияние Парижского клуба все шире сказывается на российской политике по управлению активами. Фактически можно говорить о новом этапе в развитии данного процесса. В последнее время ряду крупнейших должников России были сделаны предложения по урегулированию задолженности на условиях Парижского клуба. Эти условия предполагают долгосрочную реструктуризацию долга и щадящий режим платежей.
Это означает, что Россия фактически сама отказалась от части своих активов. Не случайно, что до сих пор существует точка зрения об ошибочности вступления в Парижский клуб. Большой объем списания связан с тем, что Парижский клуб не признает военных долгов. А их доля в российских активах составляет по некоторым странам от 60 до 90%. Клуб проводит политику списания долгов наименее развитым странам (в размере 60-80%), к которым относятся многие российские должники. Вступление в Парижский клуб снизило оценку долгов российских должников, имеющих с ним соглашения об облегчении долгового бремени с упоминавшихся 52 млрд долларов до 10-12 млрд долларов.
С другой стороны, используя международные механизмы клуба, Россия добилась оценки признанной части своей задолженности по курсу 0,6 рубля за 1 доллар. Она получила возможность использовать механизмы международного давления на должников. Некоторые страны, имеющие отношения с клубом, получили кредиты МВФ, Всемирного банка, из которых расплачивались с Россией.
Реальный результат был получен по вьетнамскому долгу. В сентябре 2000 года в Москве было заключено соглашение об урегулировании задолженности Вьетнама. Оно предусматривает выплату Вьетнамом 1,7 млрд долларов (из 10 млрд долларов по прежним российским оценкам) в течение 23 лет (примерно 74 млн долларов ежегодно) при списании остальной части долга. Реструктуризация вьетнамского долга сняла вопрос о курсе его пересчета в переводных рублях (фактически он оказался в 6,4 раза выше предлагавшегося ранее российской стороной). Девяносто процентов выплат предполагается осуществлять в форме концессий, товарных поставок и услуг.
Но не всех наших должников устраивают такие условия. Так, не нашли понимания сделанные во время прошлогодних визитов президента России в Монголию и на Кубу предложения о реструктуризации долга этих стран (мы предлагали 70% долга списать, а оставшиеся 30% выплачивать в течение длительного периода времени поставками традиционных экспортных товаров; предусматривалась также возможность погашения долга за счет обмена на собственность, инвестиции, оплаты аренды земли и недвижимости и т. п.).
Вероятно, такие условия стали начальной запросной позицией и на переговорах с другими должниками. Если исходя из нее пересчитать остаток российских активов, то окажется, что можно рассчитывать максимум на 30 млрд долларов, причем, как правило, в товарной форме. Более того, реальный срок возврата растягивается на 25-30 лет.
Проявив известную гибкость в начале 90-х годов, наверняка можно было бы добиться больших результатов при меньших, чем "парижские", уступках, особенно используя активы как инвестиционный ресурс. Так, Никарагуа и Перу, которым была списана значительная часть задолженности, в 90-е годы активно использовали зачет своих долговых обязательств при приватизации государственной собственности. Никарагуа таким путем обеспечила свыше 40% поступлений от приватизации.
Не помешали бы и уже урегулированные активы в Гвинее, поставки бокситов которой играли важную роль в снабжении советской алюминиевой промышленности. Сейчас "Русский алюминий" только начинает налаживать контакты с гвинейской государственной компанией SBK с целью участия в разработке крупного месторождения бокситов в Гвинее и долгосрочных поставок сырья для своих российских предприятий.
Инвестиционная альтернатива
Инициативу в урегулировании задолженности с развивающимися странами могут перехватить корпоративные структуры. Во время кубинского визита Владимира Путина предполагалось обсудить еще одну схему погашения кубинской задолженности. В состав официальной делегации входили представители РАО "Норильский никель", проявляющего интерес к участию в завершении строительства кубинского никелевого завода "Лас-Камариокас" и в его дальнейшей совместной эксплуатации (этот завод начали строить еще во времена СЭВ). "Норильский никель" предлагал привлечь для завершения строительства этого завода 300 млн долларов и создать на его базе совместное предприятие. Часть получаемой прибыли должна пойти российской стороне ("Норильскому никелю"), а часть кубинской доли прибыли будет поступать на счета правительства России в счет погашения госдолга Кубы ("Эксперт" подробно писал о проекте в N48 за 2000 год, с. 15). Хотя этот проект, по словам специалистов "Норильского никеля", готовился почти два года, кубинская сторона в последний момент отказалась от его реализации и предложила российским партнерам осуществление инвестиций в два действующих никелевых завода. Некоторые эксперты отмечают, что Россия опоздала со своей инициативой на 3-4 года: уже появились новые инвесторы из Канады, а у кубинского руководства - возможность выбора.
Несмотря на неудачу, изложенная выше схема (или сходные по смыслу ее варианты) могла бы стать одним из важнейших элементов новой концепции реализации российских зарубежных активов. Она требует от государства в основном политической поддержки, а главные средства для реализации конкретных проектов будут предоставлены корпоративными структурами.
Погашение долга обычно связано с новыми крупными вложениями (например, при приобретении товаров, приватизации предприятий и т. п.). Россия же до сих пор стремилась урегулировать эти вопросы, прибегая к традиционным схемам, не предусматривающим дополнительных инвестиций, уступая в оценке объема задолженности или уровне ее списания.
Мировая же практика показывает, что без существенных инвестиций нет надежд получить некоторые виды долга. И наоборот, при дополнительном финансовом содействии можно добиться большей отдачи от имеющихся замороженных долговых активов.
В частности, при осуществлении дополнительных инвестиций большее развитие могла бы получить конверсия долговых активов в российскую собственность. В первую очередь это касается отраслей, которые приносят валютную выручку и могут стать источником погашения старых и новых долгов. Тот же "Норильский никель" проявляет заинтересованность в участии в управлении совместным российско-монгольским предприятием по производству медного концентрата "Эрдэнэт" (400 тыс. тонн в год). Расширяет свое сотрудничество с Монголией группа компаний "Итера", создавшая для этого на монгольской территории компанию "Золотой Восток". Последняя за короткий срок вошла в число крупнейших золотодобывающих предприятий Монголии, доведя добычу золота до 1 тонны, что составляет 10% от страновой добычи. Инвестиции "Итеры" в золотодобычу в Монголии уже составили более 20 млн долларов. "Итера" вместе с "Газпромом" будет содействовать поставкам в Монголию сжиженного газа для бытовых нужд и нефтепродуктов.
Ряд российских фирм намечает расширить сотрудничество с Вьетнамом. Так, "Зарубежнефть", которая уже имеет во Вьетнаме успешно работающее совместное предприятие "Совьетпетро", недавно создала еще одно - "Вьетросс". Новое совместное предприятие занимается строительством первого вьетнамского нефтеперерабатывающего завода мощностью 6,5 млн тонн нефти. "Газпром" совместно с вьетнамской стороной приступил к реализации проекта по разведке и добыче газа на шельфе залива Бак Бо, запасы которого оцениваются в 900 млрд куб. м.
Выгода государства от подключения к таким коммерческим проектам и политико-дипломатической поддержки их будет состоять в реализации своих долговых активов и достижении других экономических и политических целей.