Тандем реаниматоров

Экономика и финансы
Москва, 12.02.2001
«Эксперт» №6 (266)
Чтобы вернуть "мертвые" долги развивающихся стран, требуются точечные зарубежные инвестиции наших корпораций и политическая поддержка их государством

Как только обостряются проблемы обслуживания внешнего долга, усиливается общественное внимание к нашим финансовым активам - обязательствам зарубежных стран перед Россией за ранее предоставленные кредиты. Так, в связи с трудностями обслуживания долга Парижскому клубу (порядка 48 млрд долларов) в качестве одного из вариантов предлагается его погашение за счет наших должников, имеющих соглашения о реструктуризации своих долгов с ПК (около 52 млрд долларов). Однако эта изящная схема на деле неосуществима. Уж слишком различно качество наших активов и пассивов. Активы в основном относятся к разряду практически невозвратной задолженности.

Другое дело, что в ближайшем будущем со стороны МВФ и ВБ ожидается масштабное списание долга 22 беднейшим странам мира, среди которых есть российские должники, на сумму 34 млрд долларов международным финансовым организациям. Эту инициативу поддержит в отношении двусторонней задолженности Парижский клуб, что доведет величину списания до 2/3 всей задолженности включенных в процедуру списания стран (около 55 млрд долларов). Россия тоже могла бы как-то отреагировать на эту инициативу третьего тысячелетия с тем, чтобы смягчить позицию своих кредиторов.

Однако ожидать взаимозачета с Парижским клубом, равнозначного списанию значительной части российского долга, сейчас нереально. Кредиторов раздражают накопленные золотовалютные резервы и большое положительного сальдо внешнеторгового баланса. На Западе крайне негативно оценивают прежнюю финансовую помощь России, критикуют многие аспекты нашей внутренней политики. Не прибавляет оптимизма заимодавцам и сохраняющийся отток капитала.

Можно ли оживить "мертвые" долги стран третьего мира России?

Сколько осталось

Оценка зарубежных финансовых активов России сама по себе весьма проблематична. Публиковавшиеся данные представляют собой оценки российской стороны. Они обычно исходили из официального курса Госбанка СССР в 0,6 рубля за 1 американский доллар, который не признавало подавляющее большинство должников. Многие реципиенты советских финансовых вливаний вообще не признают своей задолженности, считая, что она образовалась в особых условиях и несла политическую и идеологическую нагрузку.

Куба, например, аргументирует свой отказ от урегулирования долгов России тем, что в связи с прекращением Россией в одностороннем порядке двусторонних экономических отношений экономика острова понесла существенные потери. На Кубе осталось около 600 незавершенных объектов, под которые выдавались советские кредиты. По мнению кубинских специалистов, отказ от продолжения экономической помощи стал чуть ли не основной причиной спада производства на 40-50%. В результате внезапно прерванных связей в 1989-1992 гг. и с учетом последующих "потерянных" лет Куба "выставляет иск" на 15 млрд долларов. Тем самым кубинская сторона фактически стремится к "нулевому варианту", т. е. списанию до 90% всех долгов и развитию отношений практически с "чистого листа".

На конец 1991 года задолженность различных зарубежных стран ССС

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама