Русский и другие факторы

Светлана Карпекова
12 февраля 2001, 00:00

Нового президента Белоруссии выберут в Кремле

Хотя дата президентских выборов в Белоруссии еще не объявлена (по конституции они должны состояться не позднее сентября), главная политическая кампания уже идет полным ходом. Определилась четверка основных претендентов. Нынешнему всесильному президенту Александру Лукашенко попробуют составить конкуренцию руководитель Федерации профсоюзов Белоруссии Владимир Гончарик, экс-премьер-министр страны Михаил Чигирь и бывший губернатор Гродненской области Семен Домаш, возглавляющий общественное объединение "Региональная Беларусь".

Стартом предвыборной кампании Лукашенко можно считать его недавнее обещание обеспечить всем трудящимся не менее чем стодолларовую зарплату, а также активизацию действий силовых структур в отношении оппонентов.

Оперативная превентивность

Против профсоюзного лидера Владимира Гончарика пустили министерство юстиции. Федерация профсоюзов Белоруссии (ФПБ) официально предупреждена, что есть основания для "вынесения письменного предупреждения и постановки вопроса о ликвидации" этой структуры. В минюсте сочли, что выдвижение представителя Федерации профсоюзов противоречит уставу этой организации, а само обсуждение подобной темы на предстоящем заседании совета профобъединения не соответствует целям и задачам этой организации и Избирательному кодексу.

Между тем устав федерации как раз утверждает, что эта организация "в соответствии с законодательством содействует выявлению и выражению политической воли граждан, участвует в выборах". "На мой взгляд, это - форма запугивания со стороны органов власти и отчасти реакция властей на политическую активность Гончарика", - сказал бывший член Конституционного суда Михаил Пастухов.

Беспокойство официальных властей объяснимо. Федерация объединяет около четырех с половиной миллионов человек, а это почти половина всего населения Белоруссии и более половины избирателей. Влияние профсоюзов может возрасти, а их лояльность власти - уменьшиться, если продолжатся негативные тенденции в экономике и социальной жизни. А ровно это и происходит. Согласно данным белорусского НИИ труда, в 1999 году из опрошенных, занятых в производственной сфере, только 22% отмечали значительный уровень социальной напряженности. Осенью 2000 года высокую социальную напряженность констатировали уже 40,5% респондентов. Одна из главных причин (о ней говорят 60% работников производственной и 75% работников непроизводственной сфер) - очень низкая зарплата, и люди не очень верят обещаниям президента даже насчет ста долларов в месяц.

В отношении Михаила Чигиря задействована другая организация. Один из высоких милицейских чинов уже заявил, что государство требует от Чигиря уплатить налоги за период, когда он работал в Москве в представительстве одного из немецких концернов. Совсем не исключено, что разбирательство с должником придется аккурат на момент, скажем, регистрации кандидатов. Впрочем, не завершена еще и предыдущая судебная эпопея экс-министра. Тогда Чигиря обвинили в халатности и превышении должностных полномочий и приговорили к трем годам тюремного заключения с отсрочкой исполнения приговора на два года, а также лишили права занимать руководящие должности в течение пяти лет. Дело находится на доследовании.

Ценности правильные и неправильные

Кроме персональной "опеки" пока еще не состоявшихся кандидатов белорусские власти накануне выборов заняты и более масштабными проблемами. Верхней палатой парламента - Советом республики - разработан законопроект об информационной безопасности. Уже в феврале он должен быть отправлен для утверждения в палату представителей. Работа над документом проходила в обстановке такой секретности, что многие депутаты так и не смогли ознакомиться с текстом. Что же касается независимых экспертов-юристов, то они получили возможность прочесть его только в сборнике материалов очередной интеграционной конференции, прошедшей в Санкт-Петербурге.

Идеи авторов двадцатистраничного документа вызвали тревожную реакцию профессионалов. Эксперт центра правовой защиты СМИ при Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец заявил нашему корреспонденту, что "этот законопроект имеет ярко выраженную политическую окраску - в нем зачастую используются совсем не юридические термины". Судя по тексту проекта закона, одним из главных врагов Белоруссии является информация и формы ее использования. Разработчики документа считают, что она может угрожать не только стабильности общества и государства, но даже суверенитету и территориальной целостности страны, в случае если на граждан будет оказываться "целенаправленное информационное давление, осуществляемое в интересах определенных политических и иных деструктивных сил". Авторы законопроекта видят серьезную угрозу белорусскому обществу в "навязывании западных ценностей как наиболее истинных", а молодежи - "суперличности западного образца вместо отечественного положительного героя". "Наверное, разработчики считают, что обладают истиной в последней инстанции, и могут решать, какие ценности правильные, а какие - нет", - говорит Андрей Бастунец.

Проводниками тлетворного влияния Запада объявлены независимые белорусские СМИ, против которых и направлен этот законопроект. Кроме того, государство наделяет внушительное количество ведомств - начиная от Совета безопасности и заканчивая некими "специализированными" структурами - широкими полномочиями. В частности, они могут "предпринимать на законных основаниях профилактические и карательные действия против тех структур и лиц, которые своими действиями и их последствиями наносят ущерб личности, обществу и государству". Этим органам, по замыслу авторов, должны активно помогать все сознательные граждане, на которых возложена задача заняться "выявлением низкопробной информационной продукции" и сообщать о ней куда следует. Судя по всему, деятельность организаций и отдельных граждан на ниве контрпропаганды и критики "навязываемых ложных зарубежных ценностей" будет не бесплатной - кампанию информационной безопасности планируется финансировать из бюджета.

Независимые эксперты говорят о неслучайности появления подобного законопроекта, положения которого противоречат конституции и международным пактам, подписанным Белоруссией, перед президентскими выборами. Центр правовой защиты СМИ при Белорусской ассоциации журналистов направил документ для экспертизы в российский Фонд защиты гласности и в Международный институт масс-медиа в Дюссельдорф.

К вопросу о рейтингах

Согласно данным опроса, проведенного в ноябре 2000 года белорусским Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), Александр Лукашенко пользуется доверием у 60%, Михаил Чигирь - у 26%, Владимир Гончарик - у 8%, Семен Домаш - у 1,4% опрошенных. При этом лишь 36% участников опроса выражали готовность вновь голосовать за нынешнего президента, а 41,5% уже решительно не желают поддерживать его на предстоящих выборах. Загадочная белорусская душа: президент им внушает доверие, но голосовать за него не хотят. Может быть, все-таки поднадоел?

Элита страны более четко определилась в своем выборе. В декабре прошлого года НИСЭПИ провел опрос 70 общественных лидеров и экспертов (среди которых поровну представителей государственных и негосударственных организаций). Подавляющее большинство лидеров (86,8%), независимо от представляемых структур, не хотят, чтобы Лукашенко рулил страной еще один срок. У элиты в политических фаворитах ходят Михаил Чигирь и Семен Домаш, поддержка которых за месяц возросла почти на 70%.

Новым президентом страны более 54% лидеров хотели бы видеть независимого кандидата. Вторым по предпочтению оказался единый кандидат демократических оппозиционных партий. Вместе они получили более 92%, что на четыре пункта выше, чем в ноябре. Однако если Чигирь возглавляет рейтинг с сентября, то кандидатура Домаша стремительно взлетела только в ноябре, оттеснив Лукашенко со второй позиции на третью. Социологи также отмечают резкий рост рейтинга Гончарика, который уже оттеснил Лукашенко на непризовое четвертое место.

Впрочем, по мнению социологов, белорусская элита все еще не определила наиболее перспективную кандидатуру, способную бороться за пост президента страны. Об этом говорит систематическое изменение рейтингов конкретных политиков, появление новых фамилий в предлагаемом списке и стремительное исчезновение из него отдельных кандидатур. Позиции соперников Лукашенко мог бы укрепить договор о выдвижении единого кандидата. Оппозиционеры это понимают и даже предпринимают некоторые шаги. Семен Домаш, например, заявил, что уже провел консультации с Владимиром Гончариком и Михаилом Чигирем. По его словам, стороны договорились о координации своих действий и корректном отношении друг к другу. "Я вполне допускаю, что буду не на первых ролях, но я надеюсь, что мы будем одной командой", - сказал бывший губернатор.

Все смотрят на Москву

Социологи из НИСЭПИ предсказывают три возможных сценария президентских выборов. Первый они условно называют "демократическим" - когда развитие событий более или менее соответствует ожиданиям демократической части общества включая оппозицию. Второй - "сценарий Лукашенко". Третий - "сценарий N", когда события будут развиваться в соответствии с интересами и ожиданиями других социальных субъектов. Речь идет прежде всего о части номенклатуры, которой Лукашенко надоел и которая убеждена, что при этом президенте страна зачахнет. Именно этим объясняется начатая Лукашенко реструктуризация госаппарата, который будет сокращен на 10% и станет более послушным.

Более точный прогноз невозможен из-за неопределенности текущего момента. На сегодняшний день эксперты оценивают вероятность успеха "демократического сценария" примерно в 20%, "сценария Лукашенко" - в 50%, "сценария N" - в 30%. Из этого, по их мнению, следует очень важный вывод: если первый и третий сценарии сольются (т. е. заинтересованные стороны договорятся о совместных действиях), шансы, что страна получит другого президента, уравняются с шансами Лукашенко остаться на второй срок.

И тут особое значение приобретает так называемый русский фактор. "Пророссийская составляющая" в настроениях белорусского общества весьма велика - активных и убежденных сторонников России набирается 50-60%. Поэтому симпатии электората скорее всего склонятся в пользу того кандидата, которому улыбнется Москва. Именно этим объясняется активность Лукашенко, развитая им в последнее время на российском направлении: его частые поездки в Москву, организация Дней Белоруссии в России, хоккейный матч ветеранов, подчеркнуто теплые отношения с Патриархом Алексием II.

Благостную картину явно портит внезапное досрочное завершение последнего визита президента в Москву. Несмотря на объяснения президентской пресс-службы, поспешность отъезда многих навела на мысль, что Лукашенко Кремлю не нравится. А кто нравится - непонятно. Все потенциальные кандидаты в президенты периодически наведываются в Москву, проводят консультации с российскими политиками, но никто пока не может записать российский фактор себе в актив. Кремль не торопится обнаруживать свои политические пристрастия относительно Белоруссии.

Минск