Старосветская симметрия

Политика
Москва, 12.02.2001
«Эксперт» №6 (266)
Европа вновь становится заложницей противостояния США и России

Рабочему визиту президента Владимира Путина в Австрию предшествовал форменный скандал: в конце января, когда в альпийской республике развернулось обсуждение новой оборонительной доктрины, предусматривающей возможность отказа Австрии от традиционного нейтралитета с последующим ее вступлением в НАТО, российский посол в Вене Александр Головин опубликовал в местном журнале Format статью, в которой высказался решительно против такого поворота в австрийской политике. Возмущению общественности фактом вмешательства Москвы в ее внутренние дела не было предела. И все же несмотря на то, что момент для первого за десять лет визита российского лидера в Вену казался не самым благоприятным, Путин решил не откладывать свой вояж. Это и понятно: Австрия, колеблющаяся между нейтралитетом и НАТО, представлялась весьма символическим плацдармом для развития российской политики на европейском направлении. Кроме того, обсуждал Путин в Вене и возможность участия корпорации "МиГ" в тендере на оснащение ВВС Австрии своей новейшей разработкой - истребителем МиГ-29 СМТ. В случае успеха этой сделки минимум половина стоимости 25 таких машин пошла бы в счет погашения долга России перед Австрией.

Хайдер верит в "МиГ"

Кстати, и вопрос с истребителями обернулся не меньшим скандалом, чем статья российского посла по поводу нейтралитета Австрии. Вскоре выяснилось, что противников этой сделки с Россией в политических кругах Вены изрядно больше, чем сторонников. Министр обороны Австрии Херберт Шайбнер прямо заявил в одном из интервью, что о закупке российских истребителей-перехватчиков МиГ-29 СМТ не может быть и речи и что окончательный выбор предстоит сделать лишь из четырех моделей боевых самолетов западного производства. Это американские F-16 и F-18, французские "Миражи" и шведские "Грипены". На их приобретение правительство готово выделить до 30 млрд шиллингов (около 2 млрд долларов). По сведениям "Эксперта", российская сторона готова уступить свои МиГи, по ряду параметров даже превосходящие западные аналоги, по цене в полтора раза дешевле - дабы снять с себя часть долгового бремени перед Австрией.

Долг этот, впрочем, сравнительно невелик - 2,8 млрд долларов. Однако и его ликвидировать непросто, если Вена будет противиться заключению компенсационных сделок на основе взаимовыгодного сотрудничества в тех отраслях, где Россия действительно способна предложить качественную и конкурентоспособную продукцию, например в военно-технической сфере и конверсии оборонной промышленности с использованием передовых технологий. Все это Путину предстояло разъяснить австрийским руководителям. Кстати, прибывшие в Вену незадолго до визита Путина российские специалисты также развернули активную PR-кампанию с целью убедить австрийцев в том, что производимые для них МиГи вполне могут быть модифицированы под стандарты НАТО, в частности на космическом предприятии ДАЗА в Германии. Благодаря этой сделке, утверждают они, Вена могла бы получить доступ и к проектам в области космической техники. В ряде стран НАТ

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама