Продаются лучшие гонки мира

Слухи о том, что создатель и владелец "Формулы-1" Бернард Ч. Экклстоун теряет контроль над своим детищем, оказались преждевременными. Берни был и остается королем автогонок

Пока многомиллионная армия болельщиков ждет 4 марта, когда в Мельбурне будет дан старт Гран-при Австралии и начнется очередной сезон гонок, мир "Формулы-1" сотрясают сенсации. Первая и главная: британский предприниматель Бернард Ч. Экклстоун, или просто Великий Берни, продает свой холдинг, занимающийся проведением соревнований, консорциуму из пяти ведущих автокомпаний Европы. И сами компании - Ford (Jaguar), FIAT (Ferrari), BMW, DaimlerChrysler (McLaren-Mercedes) и Renault - уже высказали свою заинтересованность в этой сделке. Судя по последним сообщениям, не хотят остаться в стороне и Honda с Toyota.

Сенсация вторая: Берни заявил, что не готов выплатить FIA (Международной автомобильной федерации) 258 млн фунтов стерлингов по так называемому Столетнему договору, предусматривающему право трансляций с трасс "Формулы-1" по телевидению на сто лет вперед. В ответ на это FIA немедленно заявила, что она предложит купить эти права другим заинтересованным сторонам. Впрочем, речь идет всего лишь о телетрансляциях, начиная с 2010 года, до этого срока права безоговорочно принадлежат Экклстоуну. Как принадлежали последние четверть века.

Никто не знает истинную стоимость бизнеса Экклстоуна и основной его составляющей - репортажей по TV с автодромов. Но, по неофициальным данным, только продажа права телетрансляции одной только гонки приносит около 18 млн долларов, всего за год - примерно 300 млн. Гонки смотрят 350 млн человек в двухстах странах. Если прибавить к этому рекламные потоки, продажу сувениров и прочее, что неизменно сопутствует "Формуле", то можно смело говорить о многомиллиардном бизнесе.

Возникает вопрос: а зачем, собственно, Экклстоуну продавать столь прибыльный бизнес? На поверхности лежат три причины: возраст и здоровье, бесконечное расследование Европейской комиссии (ЕК) на предмет соответствия "Формулы-1" антимонопольному законодательству и, наконец, борьба с рекламой табака.

Что позволено Экклстоуну - не позволено никому

Возраст и здоровье - аргументы абсолютно неработающие. Пару лет назад Берни Экклстоун действительно перенес сложную операцию на сердце, но это не заставило его выйти из бизнеса. А недавно он заявил: "Я буду работать до тех пор, пока смогу это делать. Я не боюсь смерти. Библия говорит, что человеку отводится семьдесят лет, и я уже достиг этого возраста. Но при этом чувствую себя так же прекрасно, как и тридцать лет назад".

С Еврокомиссией ситуация сложнее. У ЕК давнее "пристрастие" к "Формуле-1". Все началось с того, что FIA получила от комиссии ЕС официальный запрос с требованием прояснить детали коммерческой деятельности холдинга. Комиссию всегда не устраивали действия Экклстоуна, идущие вразрез с антимонопольными законодательствами многих государств. В частности, Берни фактически единолично отменил французскую гонку из-за того, что две телекомпании не смогли договориться о правах на трансляцию.

Еврокомиссию раздражает прежде всего то, что один человек сосредоточил в своих руках практически неограниченную власть над суперпоп

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама