Ваша обертка - наша начинка

Русский бизнес
Москва, 12.02.2001
«Эксперт» №6 (266)
На кондитерском рынке появился новый игрок. Его главным козырем является гибрид стратегии западных и российских производителей сладостей

На прошлой неделе было объявлено об объединении трех крупных кондитерских фабрик - екатеринбургской "Конфи", ульяновской "Волжанки" и казанской "Зари". Новая компания носит имя "Сладко". Сразу выяснилось, что по объемам производства "Сладко" уже сопоставима с группой компаний "Красный Октябрь". Объединившиеся фабрики занимают вместе около 5,8% всего российского рынка кондитерских изделий. А за ближайшие три года руководство "Сладко" намерено увеличить свою рыночную долю в два раза. Если этот план будет реализован, "Сладко" превратится в компанию номер два на российском кондитерском рынке, уступая лишь транснациональной корпорации Nestle.

Несладко

Россия по объемам потребления сладкого находится на четвертом месте в мире. Лучше нас кушают пряники, шоколад, карамель, вафли, печенье и проч. только в США, Германии и Англии. Правда, в пересчете на душу населения российские граждане сладостей едят гораздо меньше, чем раньше. По данным компании Comcon-2, средний россиянин сейчас съедает около 10,8 кг кондитерских изделий в год. Для сравнения: десять лет назад граждане потребляли по 19,5 кг. Считается, что тяга к сладкому у населения ослабла из-за снижения уровня жизни. В результате отечественная кондитерская отрасль находится в плачевном состоянии.

Теоретически отечественные фабрики все вместе могут производить до 3 млн тонн сладостей в год. На такие объемы у них рассчитаны проектные мощности. Однако реально в России сейчас выпускается в два раза меньше сладкого - 1,5 млн тонн (с учетом фабрик, принадлежащих западным компаниям). Средняя загрузка оборудования в отрасли не превышает 50%, а в Сибири и на Дальнем Востоке производственные линии и вовсе загружены на треть. Кроме того, из-за использования в производстве дорогого импортного сырья (к примеру, какао-бобов) кондитерский бизнес в России не сильно рентабелен.

"Не знаю, как кондитерские фабрики закончили прошлый год, его итоги пока не подведены. Но вот девяносто девятый год для восьмидесяти-девяноста процентов предприятий был абсолютно убыточным, - говорит Андрей Терехов, председатель совета директоров 'Сладко'. - Причем у западных компаний, имеющих собственное производство в России, из-за высоких затрат на рекламу убытки были еще больше, чем у отечественных".

Перспективы отечественной кондитерской отрасли туманны. Вот уже два года потребление сладостей растет не больше чем на 8%. По мнению Андрея Терехова, потребление шоколада в стране почти напрямую зависит от темпов роста ВВП. Например, в Польше, экономика которой динамично развивалась в начале 90-х, кондитерский рынок рос на 20% в год. Когда похожим образом начнут богатеть россияне, никому не известно. Кондитеры ждали резких изменений еще в 1998 году. Но начало сладкой жизни было затем перенесено на 2000 год, а теперь ее надеются застать только в 2002-м.

Тем не менее за будущие деньги россиян воюют уже сейчас. Война идет не просто между российскими и западными компаниями, а между двумя различными бизнес-концепциями.

Российские крупные производит

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама