"Сибнефть" следует за "ЛУКойлом"

Русский бизнес
Москва, 12.02.2001
«Эксперт» №6 (266)
Повышенная активность "Сибнефти" на региональных выборах объясняется желанием компании прирастить активы за счет конкурентов и возможной сменой в составе ее акционеров

Финансирование предвыборных кампаний губернаторов представителями крупного бизнеса - тема крайне деликатная. Промышленные и финансовые структуры, поддерживающие тех или иных кандидатов, никогда официально не подтверждают факта своей поддержки, а потому всю информацию по этим вопросам нам приходится собирать из различных источников, как правило, желающих остаться анонимными. И тем не менее обобщение этой информации оказалось делом весьма полезным, поскольку именно на основании этих обобщений нам удалось сделать некие открытия, касающиеся стратегии компаний.

Главным новшеством, которое отмечают наши респонденты в финансировании прошедшей недавно серии региональных выборов, было то, что со сцены в качестве активных игроков практически вовсе ушли компании "Газпром" и РАО ЕЭС (в отличие от выборов 1996 года сейчас эти компании финансировали штучные проекты), уступив безусловное лидерство нефтяным компаниям. Поведение последних, впрочем, тоже не обошлось без неожиданностей.

Удивительную активность в финансировании и организации предвыборных программ на региональных выборах проявила компания "Сибнефть", занявшая по этому показателю второе месте после "ЛУКойла". Активности "ЛУКойла" объяснение найти просто: ареал деятельности компании - едва ли не вся Россия (точнее, сорок регионов страны). В то время как активы "Сибнефти" расположены очень компактно на небольшой территории - Ямало-Ненецкий, отчасти Ханты-Мансийский округа и Омская область. По нашим же данным, помимо этих регионов компания осуществляла спонсорскую поддержку выборов еще как минимум в полутора десятках регионов. Среди них Ненецкий округ и города Волгоград, Архангельск, Пермь и многие другие.

Столь бурную деятельность компании на региональных выборах наиболее очевидно могут объяснить следующие версии. Первая: поддерживая кандидатов "от Кремля" в "непрофильных" для себя регионах, "Сибнефть" оплачивает либо уже оказанные ей Кремлем услуги, либо те, что будут оказаны в будущем. Вторая: PR-технологии являются одним из имеющих хороший спрос активов компании (вспомнить хотя бы, что направление PR в компании возглавляет один из известнейших специалистов в этой области Владимир Руга) - а стало быть, актив этот и продается. Полных ответов на вопросы тем не менее эти версии не дают. Ведь "кремлевских" кандидатов "Сибнефть" поддерживала далеко не всегда, порой она даже играла и против них. Что же касается продаваемого актива, "Сибнефть" вряд ли стала бы позволять своим сотрудникам ставить марку компании на частные PR-проекты, а между тем финансирование предвыборных кампаний именно "Сибнефтью" для кандидатов в описываемых нами регионах не было тайной.

На наш взгляд, основными движущими силами в активности "Сибнефти" были прежде всего интересы компании и ее акционеров (что, впрочем, не всегда одно и то же). Итак, о каждой из этих причин в отдельности.

Охота на "ЛУКойл"

Проследив географию активности "Сибнефти", легко заметить, что в большинстве регионов компания вплотную следует за "ЛУКойлом", зачастую

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама