Импорт по-белому

Русский бизнес
Москва, 12.02.2001
«Эксперт» №6 (266)
Попытка ввести новые правила на таможне привела к пустым прилавкам и небывалому росту цен

Таможня встала. Встала, несмотря ни на снижение импортных пошлин, ни на то, что после декабрьского ажиотажного спроса продавцам бытовой электроники и оргтехники нужно пополнять складские запасы. Причина - импортеров и таможенников попытались заставить работать по белым схемам, и оказалось, что они этого просто не умеют.

Турки вместо кофеварок

Первыми почувствовали товарный голод столичные торговцы бытовой электроникой и белой техникой. С рынка друг за другом исчезли стиральные машины, микроволновки, телевизоры, видеомагнитофоны. Бывший когда-то настоящим рогом изобилия торговый центр "Электронный рай" на Пражской теперь пугает покупателей пустыми полками. Один мой знакомый, торгующий на Горбушке мелкой бытовой техникой, с ужасом наблюдая стремительное оскудение ассортимента в своем павильончике, с горя решил продавать хоть что-нибудь. Например, вместо импортных кофеварок он предлагает теперь покупателям обычные турки отечественного производства. Ничего, расходятся. Другой игрок рынка, занимающийся сборкой телевизоров из готовых комплектующих, пожаловался, что в январе продал лишь 3% от декабрьских объемов: главной детали - кинескопов - нет ни у мелких торговцев, ни у "крупняка".

Возникли проблемы и у продавцов оргтехники и компьютеров. "У нас были, наверное, самые большие складские запасы, - заявил 'Эксперту' генеральный директор одного из крупных дистрибуторов компьютерной техники, - но на прошлой неделе даже мы почувствовали острый дефицит товара". Начинаются проблемы и у салонов сотовой связи - практически ежемесячное обновление ассортимента трубок осталось в прошлом. Начали исчезать с рынка автозапчасти, мебель, инструменты.

Естественно, дефицит импорта породил рост цен, причем за последние две недели ценники менялись чуть ли не ежедневно. В целом, как сообщили "Эксперту" в компании, владеющей одной из крупных розничных сетей бытовой техники, за январь цены повысились на 10-15%, прогноз на февраль - 20-30%. Сейчас не представляется возможным привести полную статистику по столичному рынку, но и отдельные примеры впечатляют. Телевизор Samsung c диагональю 29 дюймов, в декабре стоивший в московской рознице около 20 тыс. рублей, теперь предлагается за 32 тысячи. Оптовая цена на ходовые модели с диагональю 20-21 дюйм увеличилась в среднем на 30-40 долларов. В компьютерной рознице цены за последние две недели выросли на 5-7%. Популярный лазерный принтер HP LaserJet 1100, который в декабре можно было найти за 360-370 долларов, теперь стоит не меньше 420-440.

Новый стиль

Таможня встала потому, что Государственный таможенный комитет (ГТК) усилил контроль за Центральным таможенным управлением (ЦТУ), в ведение которого входят Москва с Подмосковьем и несколько соседних областей. Бывший начальник ЦТУ Александр Бычков, по официальной формулировке, "перешел на другую работу", а его обязанности начал исполнять Александр Жерехов. Стиль работы ЦТУ с импортерами резко изменился. В первую очередь был усилен контроль над товарами, проходящими по низкой, пятипроце

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама