Кредиты все менее доступны

Экономика и финансы
Москва, 12.02.2001
«Эксперт» №6 (266)

Американские банки, реагируя на ухудшение макроэкономической ситуации в США, заметно ужесточили свою кредитную политику. Об этом свидетельствует январский доклад ФРС, посвященный анализу банковской практики по выдаче кредитов в четвертом квартале 2000 года. Он был сделан на основе опроса 57 крупнейших банков США, а также 24 американских филиалов и представительств иностранных банков.

Почти 60% американских банков сообщили о том, что за последние три месяца прошлого года ужесточили свои стандарты при предоставлении коммерческих и промышленных кредитов крупным и средним компаниям. Несколько лучше обстоят дела у мелких фирм, для которых условия выдачи кредитов изменили 45% опрошенных банков. Что касается работающих в США иностранных банков, то среди них 80% сделали свою кредитную политику более жесткой.

Ужесточение кредитной политики предполагает не только более тщательный отбор заемщиков, но и повышение стоимости заимствований. Почти 75% банков повысили премию по более рискованным кредитам крупным и средним фирмам. Около половины банков увеличили стоимость кредитных линий, 60% повысили стандартный спрэд между стоимостью выдаваемых кредитов и стоимостью заимствований для себя.

Подобное поведение банков вполне логично с точки зрения самих банкиров, но оно не сулит ничего хорошего американской экономике. Снижение доступности кредитных ресурсов увеличивает вероятность наступления в США экономического спада. Более того, возросший консерватизм банков может значительно ослабить эффект от двукратного понижения ставки Федеральным резервом в январе. Особую озабоченность у экспертов вызывает и тот факт, что число респондентов, сообщивших об ужесточении стандартов кредитования и увеличении спрэда, достигло максимальных за последние десять лет значений, выйдя на уровень рецессии начала девяностых годов.

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама