Крупнейший российский кондитерский концерн "Бабаевский" раздирают противоречия. Внеочередное собрание акционеров компании прекратило полномочия старого совета директоров и выбрало новое руководство. Этому пытались воспрепятствовать судебные приставы и вооруженные люди в масках. Они олицетворяли собой несгибаемую волю старобабаевского совета директоров, который не намерен расставаться с властью. От того, кто победит в кондитерской схватке, зависит стратегия развития кондитерского гиганта.
История конфликта
Двоевластие на "Бабаевском" - результат затяжного конфликта кондитерского концерна с собственным владельцем Инкомбанком (банку принадлежит контрольный пакет - 51,06% акций компании). Прошлой зимой руководство "Бабаевского" пришло к выводу, что концерну надо бы развиваться. Кондитеры решили захватить как минимум четверть отечественного рынка сладостей (сейчас на долю концерна приходится только 6,5%). Чтобы найти деньги на осуществление этой мечты, руководство компании решило провести дополнительную эмиссию и увеличить уставный капитал концерна на 33,3%. Вырученные от продажи бумаг (около 5 тысяч долларов по тому курсу!) должны были пойти на приобретение благовещенской и воронежской кондитерских фабрик.
Идея с допэмиссией не понравилась главному акционеру - Инкомбанку. В случае увеличения уставного капитала "Бабаевского" банковский контрольный пакет превращался просто в блокирующий - его доля уменьшилась бы до 38,3% капитала. Разумеется, банкиры издали вопль протеста и подали документы в Московский арбитражный суд.
Суд банкирам не помог. В декабре прошлого года иск Инкомбанка был отклонен, допэмиссия признана законной. Только в январе этого года Апелляционная палата суда пришла к обратному выводу, признав иск верным, а допэмиссию - нет. Тем не менее обе стороны так и остались при своих интересах. Бабаевцы напечатали акций, сколько хотели, а банкиры перешли к решительным действиям - задумали сменить совет директоров.
Бесполезный штурм
Внеочередное собрание акционеров состоялось 10 февраля в офисе Инкомбанка. На нем банкиры меняли руководство, а бабаевцы, полагающие, что допэмиссия уже лишила первых власти, пытались этому мешать. Перед началом собрания в офис Инкомбанка на улице Наметкина, дом 12, явились судебные приставы и автоматчики с предписанием о запрещении собрания. Ловкие банкиры не пустили их в здание и, пока люди в масках ломали двери и били стекла, быстренько перевели большую часть акционеров по стеклянному коридору в соседнее здание, на Наметкина, 14. Предписания запретить собрание акционеров на Наметкина, 14 у приставов не было, поэтому банкиры благополучно закончили собрание, где и сменили кондитерскую власть.
В новом совете директоров большинство голосов, естественно, принадлежит Инкомбанку. Председателем его стал Максим Финский, член комитета кредиторов банка и первый вице-президент банка МФК. Кроме него в новое руководство "Бабаевского" вошли еще три представителя банка и один - компании "Союзплодимпорт". Нынешний же президент концерна Сергей Носенко в круг избранных вовсе не вошел.
Почему Инкомбанк так борется за контроль над кондитерским концерном, понятно. Банк признан банкротом, на нем введено конкурсное управление, вся его собственность рано или поздно будет выставлена на продажу. Нынешний конкурсный управляющий Инкомбанка Владимир Алексеев понимает, что контрольный пакет "Бабаевского" стоит дороже блокирующего. Снижение доли обанкротившегося банка в "Бабаевском" первым делом бьет по интересам его кредиторов. Чем дешевле они продадут активы своего должника, тем меньше денег в результате получат. Оборот концерна "Бабаевский", в который входят пять кондитерских фабрик (одноименная московская фабрика, "Южуралкондитер", Сормовская кондитерская фабрика, Новосибирская КФ, благовещенская "Зея"), а также Кардымовский молочно-консервный комбинат в Смоленской области, составляет никак не меньше 100 млн долларов. Следовательно, контрольный пакет акций компании Инкомбанк вполне может продать миллионов за пятьдесят.
Тем временем Сергей Носенко уверен, что контроль над крупнейшим российским производителем сладостей стоит никак не больше 15 млн долларов. Именно эти скромные деньги он в свое время предлагал банкирам за выкуп их части акций. При этом г-н Носенко пытается доказать своему оппоненту Владимиру Алексееву, что банк от проведенной допэмиссии денег не теряет. Сергей Носенко убежден, что контрольный пакет "Бабаевского" сейчас стоит ровно столько же, сколько в будущем будет стоить блокирующий. Ведь, как уже говорилось, бабаевцы собираются осуществить инвестиции в производство, значительно увеличить обороты концерна, а значит, и его стоимость.
Деньги на суперхолдинг
Понятно, что с финансовой точки зрения эти доводы - бред. Увеличение уставного капитала концерна на самом деле преследует только одну цель - размыть долю Инкомбанка и избавиться таким образом от хозяина, признанного банкротом. Сергею Носенко, понятно, не хочется дожидаться выставления контрольного пакета акций своего концерна на продажу. Мало ли кто купит. В любом случае появление новых владельцев означает новую головную боль, назойливые вопросы об эффективности управления, соответствии квалификации топ-менеджеров занимаемым должностям и так далее. Зачем это президенту?
"Бабаевский" занят сейчас скупкой небольших региональных кондитерских фабрик. В этом году уже приобретены две фабрики, до конца года планируется купить еще три. Насколько выиграет от этого бизнес, остается только гадать. К примеру, у недавно купленной Воронежской кондитерской фабрики падение производства по итогам прошлого года составило целых 40%.
Деловой пыл нынешнего президента "Бабаевского", видимо, подогревают столичные власти. Во всяком случае, Носенко делает заявления, что в ближайшие два года московское правительство обещало ему как минимум 60 млн долларов. Эти деньги город хочет употребить на проект создания некой Московской межрегиональной продовольственной корпорации. В нее должны войти сразу несколько холдингов: сахарный, хлебобулочный, масложировой, кондитерский и молочный - из Амурской, Тамбовской, Новосибирской, Нижегородской, Тульской, Воронежской и Московской областей.
В состоянии ли бабаевцы эффективно распорядиться такими средствами, неизвестно. По оценкам экспертов, общее падение объемов производства у концерна составило в прошлом году от 6 до 8%, тогда как потребление сладостей в нашей стране за тот же период выросло на 8%.
Продолжение спора кондитеров с банкирами, таким образом, обещает быть крайне интересным. Вопрос о правомерности допэмиссии акций "Бабаевского" в ближайшее время будет рассматривать кассационный суд. Дата заседания пока не определена.