"Братки" уже утомляют

Русский бизнес
Москва, 19.02.2001
«Эксперт» №7 (267)
Российские банки становятся реальным конкурентом "серому" кредитному рынку в борьбе за мелкого заемщика

Только конвейерное "производство" кредитов малому бизнесу -порядка нескольких сотен в месяц - способно сделать этот бизнес рентабельным для банков

"Серый" кредит, как правило, в разы дороже банковского. К тому же для заемщика он может стать первым шагом к полной утрате контроля над его бизнесом

Недостатки бизнес-планов и навыков управления финансами владельцы небольших компаний с лихвой компенсируют четким пониманием стратегии своего бизнеса и видением его целей

Когда имена старых олигархов потускнели, мы гордились российскими малыми и средними предприятиями: живучими, инициативными, изобретательными. Сразу после кризиса они ловко меняли поставщиков и рынки сбыта, оттачивали ценовую политику и даже перепрофилировали свой бизнес. Отстраивались импортзамещающие производства. С наиболее удачливыми "середняками" бросились дружить устоявшие банки, разглядев в них надежных клиентов и свое будущее. Для них разрабатывались продукты и программы. А потом ажиотаж спал, все стихло. "Эксперт" постарался понять, каковы потребности малых и средних предприятий в финансировании, куда они идут в поисках денег и как их принимают с подобными просьбами в банках.

Долгое время большинство банкиров считали кредитование малого и среднего бизнеса делом малоперспективным. Скромный по оборотам заемщик казался им просто обузой. Мы были приятно удивлены, когда выяснилось, что уже десятки далеко не последних на кредитном рынке банков думают по-другому.

Нерусский умелец

Частный сектор, малые и средние предприятия были и остаются для ЕБРР предметом внимания и заботы во всех странах, где банк присутствует. За несколько лет до кризиса в России ЕБРР потратил много сил на то, чтобы склонить российские банки к сотрудничеству по программам кредитования малого бизнеса. ЕБРР предоставлял кредитные ресурсы на хороших условиях и на длительный срок, передавал технологии, обучал персонал, делился опытом, приобретенным в других странах. Стереотипы российских банкиров - желание получить быструю прибыль - ломались медленно. Однако сегодня можно с уверенностью утверждать: какую бы философию ни исповедовали отечественные банки, финансирующие малый и средний бизнес, все они используют знания, привнесенные ЕБРР, применяют его модели и логику.

Особый интерес в этом смысле представляет судьба КМБ-банка (российского резидента со стопроцентным иностранным капиталом, где ЕБРР принадлежит 35% акций). Его стратегия базируется как раз на формировании клиентуры из числа малых и средних предприятий, на их кредитовании средствами ЕБРР. По существу это финансовый оазис для самых маленьких. Сегодня банк готовится к дальнейшей экспансии на рынке. После кризиса КМБ-банк собрал кредиты, выданные в рамках программы кредитования малого и среднего бизнеса ЕБРР, у пропащих российских банков. Затем начал реструктуризацию акционерного капитала и собственной деятельности, четко обозначился профиль его деятельности на рынке.

Что же касается микрокредитов - в диапазоне от нескольких сотен долларов до 30 тыс. долла

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (267) 19 февраля 2001
    Сделка
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама