Игра по-крупному

Петр Михальчук
19 февраля 2001, 00:00

Два самых богатых спортивных клуба мира объединяют свой бизнес

В начале февраля в Нью-Йорке топ-менеджеры американского бейсбольного клуба New York Yankees и английского Manchester United официально объявили о заключении партнерского соглашения. Уже в самом ближайшем будущем два клуба намереваются осуществлять единую маркетинговую и спонсорскую политику. Финансовые детали сделки не афишируются, однако ее стоимость оценивается экспертами в 3 млрд долларов.

Интересно уже то, что свои усилия объединили две самые известные и богатые спортивные компании в мире. Рыночная стоимость Manchester United, шестикратного чемпиона английской премьер-лиги в течение последних восьми лет, составляет свыше 1 млрд долларов. Не менее внушительный послужной список и у другой стороны. New York Yankees праздновали четыре победы в пяти последних чемпионатах американской бейсбольной лиги, а ориентировочная стоимость клуба оценивается в 750 млн долларов. Неудивительно, что обеим компаниям становится тесно в национальных рамках и они стремятся вырваться на "глобальные просторы". Сделка в первую очередь направлена на то, чтобы помочь друг другу в освоении новых рынков по обе стороны Атлантики. Кроме того, англичане, вероятно, поделятся своим опытом успешного покорения Азии, Австралии и Южной Африки. Не исключено, что в дальнейшем британский футбольный клуб установит партнерские отношения с баскетбольным и хоккейными клубами, принадлежащими компании YankeeNets (владелец New York Yankees).

В целом англо-американское соглашение может означать начало нового этапа в эволюции индустрии спорта, когда крупные компании, переросшие национальный масштаб, начинают заключать трансконтинентальные сделки для дальнейшего укрупнения своего бизнеса. Причем у вновь образованного альянса, судя по всему, еще долго не будет достойных конкурентов.

Предприимчивые англичане

По уровню развития футбольного бизнеса англичане всегда были в Европе лидерами. Достаточно сказать, что большинство клубов местной премьер-лиги имеют многолетнюю биржевую историю. В остальных четырех ведущих европейских чемпионатах (Германия, Италия, Испания, Франция) этот процесс только начинается. Лишь три итальянских клуба - Lazio, Udinese и Rome - и один немецкий, Borussia из Дортмунда, в течение двух последних лет вышли со своими акциями на биржевые площадки Милана и Франкфурта. Даже президент самого богатого клуба Германии Bayern Munich Франц Беккенбауэр до сих пор заявляет, что сильно сомневается в экономической целесообразности такого шага. Во Франции и Испании и вовсе нет ни одного клуба, чьи акции торговались бы на бирже.

Столь большая разница в развитии футбольного бизнеса кроется в коренном отличии подходов к игре номер один в ведущих футбольных державах. Для англичан это в первую очередь бизнес, зачастую в ущерб спортивным результатам. Благодаря этому клубы премьер-лиги в среднем по своему финансовому состоянию заметно превосходят европейских конкурентов. Вице-президент итальянского клуба Milan Андрио Галлиани в одном из недавних интервью заявил, что "в ближайшие четыре-пять лет английские и немецкие команды, бюджет которых в два-три раза больше, чем у итальянских клубов, станут гораздо мощнее всех остальных европейских команд". При этом высокая оценка потенциальных возможностей немцев основана на том, что в последние годы клубы Германии твердо встали на путь развития бизнеса по английской модели.

О завидном "финансовом здоровье" ведущих клубов Британии свидетельствует динамика их финансовых показателей за последние два года. Финансовый оборот 22 клубов премьер-лиги по итогам сезона 1998/99 годов составил около 972 млн долларов, что на 18% превысило уровень предыдущего сезона. Только доходы от продажи прав на телетрансляции в несколько раз превышают аналогичные показатели ближайших конкурентов из Германии, Испании или Италии. Общий профицит клубов премьер-лиги составил около 100 млн долларов, и только четыре команды из двадцати двух имеют небольшой отрицательный баланс.

Клуб-лидер

Однако даже на фоне премьер-лиги Manchester United представляет собой уникальное явление. Причиной успехов клуба во многом является исключительно деловой подход к футболу. Возьмем, к примеру, проблему, которая сегодня серьезно угрожает процветанию футбольного бизнеса, - значительное увеличение расходов на зарплаты и премии игрокам (только в 2000 году они выросли на треть). Наиболее актуальна эта угроза как раз для ведущих клубов, которым приходится постоянно сталкиваться со все возрастающими финансовыми аппетитами своих многочисленных "звезд". Менеджеры Manchester United предложили достаточно необычный в спортивном бизнесе выход: было принято обычное для транснациональных корпораций, но революционное для футбола решение сделать ряд дорогостоящих игроков акционерами клуба. В определенной степени это привело к разрешению и другой проблемы: как удержать "звезд" от перехода в другие команды. Понятно, однако, что подобный выход возможен только для тех команд, чьи акции торгуются на бирже.

По мнению экспертов, топ-менеджеры Manchester United сегодня не имеют себе равных в мировом футбольном бизнесе. Чего стоит одна только рекламная кампания по раскрутке торговой марки фирмы. Ее итогом стала повальная узнаваемость брэнда Manchester United (см. график), несмотря на достаточно скромные по меркам суперклуба спортивные результаты на европейских соревнованиях. Сегодня, согласно опросам общественного мнения, Manchester United является самым известным футбольным клубом мира. Такие вещи не проходят мимо глаз спонсоров. И результатом высокой популярности британцев стало заключение в прошлом году рекордного контракта на 450 млн долларов с фирмой Nike.

Альянс с американским бейсбольным клубом - очередной шаг, направленный на закрепление безусловного лидерства британского клуба в футбольном мире. По всей видимости, Manchester United столкнулся с "потолком", обусловленным как границами европейского рынка, так и пределом возможностей компании подобных размеров. Для сохранения отрыва от конкурентов и дальнейшего роста требуются новые рынки и значительное расширение бизнеса.

Первые и единственные

Выстраивание партнерских связей или слияние с другой мощной компанией, занимающейся подобным бизнесом, вполне логично с этой точки зрения. Реализовать эту идею в Европе весьма проблематично. Слияние двух футбольных клубов на европейском рынке малореально - владеть двумя напрямую конкурирующими командами не перспективно с точки зрения интереса зрителей. Кроме того, экономические возможности Manchester United гораздо шире, чем даже у его ближайших конкурентов, так что партнерство с европейским клубом будет заведомо невыгодным. А другого столь же капиталоемкого спортивного бизнеса (за исключением, пожалуй, "Формулы-1") в Европе просто нет. В этом смысле сделка Manchester United с американским бейсбольным клубом New York Yankees выглядит как логичный шаг на пути дальнейшего укрупнения компании.

При этом первые дивиденды от сделки британцы начали получать сразу после официального объявления о подписании договора. После длительного периода сползания биржевых котировок акций Manchester United вниз известие о сделке с New York Yankees в первый же день подняло стоимость акций на 11%. А ведь главные поступления от партнерского соглашения еще впереди. По условиям сделки Manchester United и New York Yankees только на перекрестной рекламе и торговле товарами с символикой друг друга смогут получать сотни миллионов долларов дополнительных доходов. В будущем компания YankeeNets планирует открыть собственный телеканал, где, безусловно, найдется место для трансляций матчей с участием Manchester United.