Воздушные ворота в Россию - в складчину

В Подмосковье началось возведение нового, третьего терминала главного аэропорта страны - "Шереметьева". По словам гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова, "Шереметьево-3" будет построен в рекордно короткие сроки - за два года, а окупится лет через шесть-восемь. Глава "Аэрофлота" отмечает, что в последние годы транзитный поток пассажиров из Европы в Азию переместился во Франкфурт, Цюрих, Вену и Хельсинки, хотя самый короткий путь лежит через Москву. Г-н Окулов надеется, что после ввода в строй нового терминала ситуация изменится.

Стоимость проекта почти 300 млн долларов. Примерно треть этой суммы выделят "Аэрофлот" и ЗАО "Аэропорт Шереметьево", а оставшуюся часть - российские и иностранные инвесторы, привлечением которых сейчас активно занимается руководство "Аэрофлота". По словам первого замгендиректора Александра Зурабова, уже есть пакет предложений, в частности, от Российского банка развития и ряда других заинтересованных структур. Кстати, беспрецедентный рост курса акций "Аэрофлота" (почти на 24%), зафиксированный в позапрошлый четверг при резко увеличившемся объеме торгов, г-н Зурабов связал именно со строительством нового терминала. И вот почему.

Ряд наблюдателей небезосновательно полагает, что акции "Аэрофлота" скупают аффилированные с западными авиакомпаниями структуры, которые и выделят недостающие средства на постройку "Шереметьева-3". Дело в том, что в 2003 году (то есть, когда построят третий терминал) "Аэрофлот" вступит в один из глобальных авиационных альянсов. Пока он тяготеет к союзу с Air France и Delta (SkyTeam), но параллельно ведет переговоры с Lufthansa и United Airlines (Star Alliance) и, по некоторым данным, с альянсом One World, возглавляемым American Airlines и British Airways. Все три альянса в последние месяцы быстро расширяются на рынке США, который для "Аэрофлота" имеет ключевое значение.

Так, в конце минувшего года United Airlines объявила о покупке одного из своих конкурентов US Airways. Сразу же после этой сделки American Airlines сообщила о своем намерении купить Northwest Airlines, а в конце января этого года заключила сделку по покупке восьмого по величине американского авиаперевозчика - Trans World Airlines (TWA). Если Министерство юстиции США одобрит слияние United Airlines и US Airways, а федеральный суд разрешит American Airlines поглотить Northwest Airlines и TWA, то оба гиганта будут контролировать по четверти американского рынка. Но это еще не все. На прошлой неделе начались консультации по поводу слияния Delta и Continental, и если это объединение состоится, то новая компания тоже будет контролировать 25% американского рынка.

Однако ни SkyTeam, ни Star Alliance, ни One World не могут считаться в полном смысле глобальными альянсами, поскольку среди их маршрутов отсутствуют полеты по России. Привлечение в свои ряды "Аэрофлота" им необходимо как воздух. В свою очередь, "Аэрофлоту" нужен тот союзник, который предоставит лучшую сеть маршрутов, в том числе на американском направлении. С высокой долей вероятнос

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (267) 19 февраля 2001
    Сделка
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама