Слияние на сладком рынке

Русский бизнес
Москва, 19.02.2001
«Эксперт» №7 (267)

Два оператора отечественного сахарного рынка - компании "Русагро" и "Роспрод" приняли решение о слиянии, которое планируется завершить в марте 2001 года. Фактически же речь идет о дружественном поглощении более крупным участником сделки "Русагро" более мелкого "Роспрода". Как нам сообщили в "Русагро", намерения ликвидировать "Роспрод" как юридическое лицо на данный момент не существует, объединение же будет функционировать в форме холдинга.

По словам генерального директора ЗАО "Русагро" Вадима Мошковича (он возглавит будущий холдинг), с помощью слияния компания рассчитывает увеличить свою долю рынка и снизить себестоимость продукции. Уже сейчас "Русагро", рыночная доля которого составляет 13%, наряду с компаниями "Продимекс" (13% рынка) и "Сюкден" (8% рынка) входит в тройку крупнейших участников сахарного рынка. Присоединение владеющего семипроцентной долей рынка "Роспрода" позволит "Русагро" выйти в неоспоримые лидеры. Годовой оборот обеих компаний составляет около 600 млн долларов, на двоих у них пять сахароперерабатывающих заводов и два элеватора (в группу "Русагро" входит также зерновая компания "Курант-Зерно"). Кроме того, принадлежащий "Роспроду" Аннинский маслоэкстракционный завод позволит новому холдингу выйти на рынок растительного масла. И если до этого "Русагро" концентрировалась на операциях с сырьем, то сейчас она планирует реструктурировать маслоэкстракционный завод и продавать масломатериал производителям брэндированной продукции.

Причиной, побудившей "Роспрод" расстаться с самостоятельностью, стала нынешняя ситуация на сахарном рынке. Введение в этом году закона о тарифных квотах на ввоз сахара-сырца значительно усложнило положение небольших компаний. "Квотный аукцион определил круг лидеров и аутсайдеров, - говорит генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Елена Тюрина, - и мелкие компании, скорее всего, будут вытеснены с рынка. На аукционе были случаи, когда несколько участников 'в складчину' покупали квоту, вернуть же потраченные деньги на небольших оборотах оказалось совсем непросто". Таким образом, участники рынка, имеющие больший объем производства, получают дополнительные преимущества, прочие же вынуждены либо перепрофилироваться на работу с вторичным продуктом (белым сахаром), что не оправдывает их расходов на приобретение перерабатывающих мощностей, либо сосредоточиться на менее рентабельных сверхквотных объемах сырца. Наиболее логичный сценарий развития событий для тех, кто не вошел в число лидеров сахарного рынка, - объединяться по примеру двух "первых ласточек".

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (267) 19 февраля 2001
    Сделка
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама