Фаршированный Щелкунчик

Культура
Москва, 19.02.2001
«Эксперт» №7 (267)
Мариинский театр наконец-то обзавелся современной балетной постановкой

Вечером 12 февраля 2001 года в Мариинском театре собрался весь петербургский свет. За четверть часа до начала спектакля в Царскую ложу прибыл мэр северной столицы Владимир Яковлев со своим московским гостем Никитой Михалковым. Но зрителям было не до них. Дети ерзали на приставных стульях, а дамы в ложах держали наготове свои изящные бинокли, чтобы получше рассмотреть маленького человечка в темно-зеленом камзоле с огромным шрамом на лице. Им оказался художник Михаил Шемякин. Именно его перед началом премьеры и по окончании спектакля публика приветствовала как триумфатора, ведь он и никто иной стал автором нынешней супердорогой постановки балета "Щелкунчик".

Мышиная возня

О том, что Мариинке необходим новый русский современный балет, худрук театра Валерий Гергиев заявил во всеуслышание еще года четыре назад. Однако первая попытка - поставить экстрамодерновую "Весну священную" силами мужского состава труппы под руководством пермского хореографа-авангардиста Евгения Панфилова провалилась, критики нарекли ее нежизнеспособной, и дальнейшая судьба малобюджетной "Весны" была предрешена, хотя спектакль по сей день включен в репертуар театра.

Следующая попытка родить новый русский балет оказалась более удачной. Триумфально стартовавший со своими постановками в московской антрепризе Нины Ананиашвили молодой хореограф Алексей Ратманский создал для театра Валерия Гергиева три блестящих одноактных балета. "Поцелуй феи" Стравинского, "Поэма экстаза" на музыку Скрябина и особенно "Средний дуэт" на музыку Юрия Ханона оказались настолько удачными, что Ратманскому стали всерьез предрекать судьбу Григоровича. По слухам, эта идея не оставляла в покое и Валерия Гергиева, предложившего 32-летнему Ратманскому занять пост главного хореографа Мариинки. На одной из последних пресс-конференций это косвенно подтвердил и сам худрук питерского театра, посетовав, что Ратманский предпочел родной стране Датский королевский балет, где у него и его супруги "пожизненные контракты" танцовщиков, а нынешней весной будет ставить свой первый зарубежный балет "Метаморфозы" на музыку Хиндемита (в Москве его увидят в июне).

Так или иначе, отношения Ратманского с Мариинским театром заметно охладели после того, как четыре месяца назад его отстранили от работы над премьерой балета "Щелкунчик", главным автором которого стал художник Михаил Шемякин. В последний момент хореографом назначили 26-летнего Кирилла Симонова, призванного быть подмастерьем художника.

В успех новой версии "Щелкунчика" - самого популярного на Западе (после "Лебединого озера") русского балета - похоже, верил только Гергиев. Никто из критиков не мог представить, что художник-монументалист и начинающий балетмейстер смогут создать цельную жизнеспособную неклассическую версию большого двухактного балета. Поговаривали, что от "Щелкунчика" хотела отказаться и прима Диана Вишнева, в расчете на которую и ставился балет (она все-таки будет выступать, хотя премьерный спектакль танцевала менее известная Наталья Сологуб). Но, похоже, у

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (267) 19 февраля 2001
    Сделка
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама