Я - верю

19 февраля 2001, 00:00

2001, N5 (265)

Мордашов

Вот перед нами Алексей Мордашов. Олигарх? По положению - да, по внутренней сути - нимало. Кухаркин сын? По происхождению - да. По уму, образованию, степени социальной и государственной ответственности - вовсе нет. Он не из номенклатурной семьи, не из элиты. Он сам будет именитым предком для своих потомков. Озабочен ли Мордашов взаимоотношениями деловой и политической элиты? Да, озабочен. Но сам в этих взаимоотношениях продуктивно участвует и при этом не видит в них никакого трагизма.

Мордашов, как мне кажется, распространяет вокруг себя дух уверенности, спокойного оптимизма, вселяя бодрость и решимость в тех, кто мечтает сделать хорошее для страны, для своего города, своих друзей.

Александр Савельев, asavelev@ibcor.ru

Прокурорская глобализация

Нынешний президент США не может похвастаться своей легитимностью. Споры, возникшие при подсчете голосов избирателей, должны наложить отпечаток на действия нынешней администрации. Ей предстоит пройти этап самоутверждения, во время которого она должна доказать отсутствие голой декларативности предвыборных обещаний. Доказать это можно лишь решительным претворением их в жизнь.

Один из пунктов критики по отношению к демократам республиканцы как раз и сделали "халатность" Клинтона и Ко. по отношению к России. Впервые в деятельности руководства США был совершен отход от позиций прагматичности и педантизма по отношению к странам, не являющимся надежными экономическими или стратегическими партнерами Соединенных Штатов. Критике было также подвергнуто попустительство деятельности "русской мафии". В связи с этим напрашивается вывод, что позиция представителей США, имеющих отношение к делу Бородина, скорее всего будет принципиальной. Администрация Буша, вероятно, не будет обращать внимания на то, что Бородин представляет для российской элиты большое значение.

Иначе говоря, всс, что США должны сделать согласно своим договорам со Швейцарией, будет сделано. Творить на ровном месте проблему в отношениях с последней американская администрация скорее всего не будет, а в отношениях с Россией найдется еще немало проблем, для урегулирования которых нашим властям придется закрыть глаза на дело Бородина.

Валерий Пивень, pivenrsuh@mail.ru

2001, N6 (266)

Русский и другие факторы

Абсолютно согласен с мнением автора - президента Белоруссии выберут в Кремле. Как показала практика российских выборов, телевизионный имиджмейкинг может сделать президентом кого угодно. Главное, чтобы в Москве (в Кремле) наконец поняли, что если соседней Белоруссией будет править кто-либо иной, а не нынешний Батька, то это не приведет к мгновенному вступлению страны в НАТО и ее развороту подальше от России. По совершенно объективным причинам Россия для Белоруссии будет важнейшим вектором при любом президенте, однако при более здравомыслящем руководителе отношения между Минском и Москвой будут строиться на прагматическом экономическом фундаменте, а не на заклинаниях о православном и славянском братстве, сопровождаемых пробиванием бреши в российской таможне, как это происходит сейчас. И лишь только (если? когда?) в Кремле осознают это, Москва сможет получить более предсказуемого политика во главе соседнего государства, с которым можно будет о чем-то путном договариваться. Любой из нынешних альтернативных кандидатов (хотя все они люди очень разные) в долгосрочной перспективе станет для России более приемлемой фигурой, чем нынешний президент (если сама Россия, конечно, привержена идеям демократии и более или менее рыночных отношений). Жаль, что до сих пор Москва пытается ориентироваться на политиков-изгоев - таких, как Лукашенко, Хусейн и Кастро. Ну хорошо, можно предположить, что последние два - составная часть российских стратегических интересов. Но неужели соседей, братьев-белорусов, не жалко? Показать бы господину Путину белорусскую деревню - такой нищеты там не было со времен 1861 года, когда отменили крепостное право...

Александр, Минск

Долго запрягаем

На мой взгляд, действительность несколько сложнее, чем это кажется автору статьи. В качестве примера: иностранными инвестициями занимаются исключительно крупные банки (те самые 8 млрд долларов), "малыши" инвестируют только в российский бизнес (но именно мелкие банки предлагается ликвидировать). Другой пример: рентабельность средних и мелких банков выше рентабельности крупных банков. Автор говорит о том, что мелкому банку трудно вести свой бизнес эффективно, тем самым рассматривая размеры банка как косвенный критерий эффективности. Тогда, планируя ликвидацию части банков, может, не стоит пользоваться кривым зеркалом и делить банки не на мелкие и крупные, а сразу же делить на эффективные и неэффективные по показателям рентабельности?

Павел К., pavel@life.8k.com

Если в крупнейших банках уже сегодня сосредоточено более 90% активов, и при этом банковская система является не рычагом, а дыркой, что изменится, если добавить оставшиеся 10%? Изменится мотивация банков на размещение средств в реальный сектор? Откуда-то появится справедливая конкуренция? Какой нужен банк - маленький или большой, с каким ассортиментом продуктов - это должен выбирать клиент, а не ЦБ или правительство, доверие порождается неукоснительным выполнением своих обязательств, а не инструкциями и установлениями. А если сегодня ты - "Роскред", завтра - "Импекс", послезавтра - еще кто-нибудь, то какое к тебе доверие?

Vladislav, rahman@aport.ru

Наздратенко уходит. Этого недостаточно

С кадрами в Приморском крае плохо, это любому развитому человеку понятно. Но надо заметить, что не только в этом регионе существует такая проблема. С этим можно столкнуться в любом субъекте федерации. Все те же лица на политической арене (те же кандидаты в губернаторы, может, и появится новенький, но только из Москвы или предприниматель богатый, которого поддерживает какая-нибудь ФПГ).

Теперь что касается Приморья. Край, извините за выражение, находится в полном дерьме. И эту субстанцию, которая присуща всему российскому властному механизму, предстоит долго и упорно разгребать и очищать. В связи со сложившимися фактами, которые очень дельно описаны в статье, есть только одно решение этой проблемы (хотя это не панацея): введение прямого президентского правления. Без сомнения, надо завести ОЧЕНЬ крупное уголовное дело и прислать комиссию (состоящую из квалифицированных юристов и экономистов, несомненно, такие найдутся в России - есть такие и в президентской команде), которая проверила бы, кто и как превратил один из самых богатых регионов в зону экономического и социального бедствия, и привлекла этих лиц к суду.

Кроме того, необходима смена всей команды управленцев (того же Толстошеина), иначе хоть золотом край поливайте - ничего не поможет. И в заключение: все эти действия надо выполнять как можно быстрее, но НЕСПЕШНО.

Игорь Терентьев, oligarch@rbcmail.ru