GM-"Автоваз": проект одобрен

Повестка дня
Москва, 19.02.2001
«Эксперт» №7 (267)
Совет директоров корпорации General Motors одобрил проект совместного предприятия по сборке автомобилей с АО "АвтоВАЗ". Теперь слово за Европейским банком реконструкции и развития.

Хотя официальное заявление о создании нового СП должно быть сделано только на Международном автосалоне в Женеве (конец февраля - начало марта), есть все основания говорить о том, что предприятию дан зеленый свет. Самый трудный этап переговоров и согласований с GM, затянувшийся из-за российского кризиса на два с лишним года, позади.

Между тем роль ЕБРР в проекте уникальна. Впервые за свою историю этот банк выступает не только в роли кредитора, но и в роли соучредителя СП. По предварительной информации, имеющейся в нашем распоряжении, ЕБРР вносит в качестве пая 40 млн долларов и получает долю в 17%. Еще 92 млн долларов банк выделяет новому предприятию в качестве займа. Остальные доли поровну (по 41,5%) принадлежат General Motors и АвтоВАЗу. Между учредителями существует договоренность, что ЕБРР не навсегда становится партнером СП: со временем его доля должна быть выкуплена остальными участниками сделки.

Строительство корпусов нового сборочного завода должно начаться этим летом. Уже закуплена основная часть технологического оборудования. На первом этапе СП займется выпуском "Нивы"-2123 (возможно, называться новый автомобиль будет Chevrolet Niva). Первая серийная машина должна сойти с конвейера в сентябре 2002 года, как и планировалось изначально. Причем уже известно, что комплектоваться "Нива" будет не только вазовскими и опелевскими, но и фиатовскими двигателями. 75% дизельных "Нив" будут экспортироваться.

Поскольку ни одно современное автомобильное предприятие не может позволить себе выпускать лишь одну модель, в СП уже сейчас рассматриваются различные варианты строительства нового автомобиля либо на базе одной из моделей Opel, либо на платформе, разработанной вазовскими конструкторами.

Реализация совместного с GM проекта даст ВАЗу доступ к новейшим технологиям автомобилестроения, на что у него никогда не хватило бы собственных средств. Немаловажно и то, что каждый, занятый в сборочном производстве, обеспечивает работой еще 14 человек. Наконец, серьезный импульс развития получает сектор производства комплектующих. У многих российских поставщиков появляется шанс войти в обойму предприятий, чью продукцию покупают заводы во многих странах мира. Остается надеяться, что новое СП не задушат непомерными налогами и таможенными поборами. (Подробнее о проекте читайте в ближайших выпусках "Эксперта-Авто".)

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (267) 19 февраля 2001
    Сделка
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама