Право на двигатель

Повестка дня
Москва, 19.02.2001
«Эксперт» №7 (267)
Неделю назад ОАО "Рыбинские моторы" объявило о готовности начать серийное производство газогенераторных установок (ГТУ) на базе авиадвигателя четвертого поколения ПС-90, который был разработан и производился до сих пор только "Пермскими моторами", контролируемыми группой "Интеррос".

Среди причин, повлиявших на такое решение, рыбинские машиностроители называют неспособность пермяков "полностью удовлетворить потребности рынка в силовых агрегатах данного класса". Действительно, спрос на ГТУ может оказаться достаточно большим. Во-первых, он недорог по сравнению с зарубежными аналогами. По словам представителей "Интерроса", только в страны Латинской Америки в ближайшие годы может быть продано 200 ГТУ (каждая установка тянет на 1 млн долларов). Во-вторых, интерес к газогенераторам проявляют и отечественные энергетики. Кроме того, на базе ПС-90 можно делать вполне конкурентоспособные газоперекачивающие станции (по нашей информации, "Газпром" уже подписал с пермяками контракт на несколько десятков установок). И наконец, чтобы ни говорили наши авиакомпании о частых отказах ПС-90, правительственная программа поддержки авиапрома предусматривает увеличение числа в российском авиапарке самолетов Ил-96 и семейства Ту-204, оснащенных этими двигателями. Короче говоря, рыбинским моторостроителям есть за что бороться. Правда, есть и одно препятствующее полюбовному дележу рынка обстоятельство. "Пермские моторы" уверены, что смогут удовлетворить спрос сами, - сейчас их мощности загружены всего на 60%, но пока право на использование ноу-хау, заложенных в установки на базе ПС-90, принадлежит государству. Ясно, что тот, кто приватизирует интеллектуальную собственность, и станет хозяином рынка.

"Интеррос" предложил государству обменять право на интеллектуальную собственность вкупе с погашением долгов ОАО "Пермские моторы" перед Пенсионным фондом (около 15 млн долларов) на контрольный пакет в ОАО. Сделку поддержал Илья Клебанов, но вскоре в прессе была развернута PR-кампания, подвергающая сомнению выгодность такого соглашения для государства. Кто в итоге победит, точно предсказывать не беремся, но с учетом того, что сделку поддерживает целый ряд министерств, рискнем предположить, что шансы пермяков несколько выше.

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (267) 19 февраля 2001
    Сделка
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама