Кто кого прозрачнее

Экономика и финансы
Москва, 19.02.2001
«Эксперт» №7 (267)

По заказу компании PricewaterhouseCoopers (PwC) был разработан индекс непрозрачности национальных экономик. Специалисты PwC определяют непрозрачность как "недостаток ясных и четких формализованных и общепризнанных процедур ведения бизнеса". Новый индекс учитывает пять факторов, присущих экономике и политике изучаемой страны и определяющих ее инвестиционный климат и стоимость капитала в ней. Это правовая защита бизнеса, макроэкономическая политика, корпоративная отчетность, коррупция и государственное регулирование.

Данные по каждой стране формируются на основе опроса минимум двадцати финансовых директоров компаний, пяти глав банков, трех аналитиков по акциям и пяти сотрудников PwC. На основе их оценок каждого из пяти факторов и формируется индекс. Худшая оценка - 150 очков, а если респондент уверен, что все обстоит как нельзя лучше, он может поставить ноль.

Предполагается, что чем больше очков наберет страна, тем сложнее и дороже вести в ней бизнес. На основе оценок экспертов в PwC рассчитывают "налоговый эквивалент непрозрачности" - это неустранимые издержки ведения дел, которые авторы индекса сравнивают с налогом на прибыль: чем труднее вести дела, тем выше неформальный налог на прибыль от вложений. Непрозрачность влияет и на цену внешних заимствований для резидентов - каждый пункт на шкале непрозрачности прибавляет лишние 25,5 базового пункта к процентной ставке заимствований (см. таблицу).

Уже проведено первое исследование тридцати пяти стран, в том числе и России. Общий индекс непрозрачности России равен 84 баллам, наш налоговый эквивалент равнозначен налогу на прибыль в 43%, а стоимость внешних заимствований для компаний - 1225 базовых пунктов. Интересно, что хуже России по всем показателям оказался только Китай, при том что он явно обходит Россию по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций. Так что в вопросе о том, как соотносится прозрачность с реальной инвестпривлекательностью, далеко еще не все прозрачно.

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (267) 19 февраля 2001
    Сделка
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама