Штрихи православия

Анна Наринская
26 февраля 2001, 00:00

Русской Православной Церкви грозит реальная опасность раскола. Формальной причиной может послужить возмущение части верующих присвоением им ИНН - индивидуального номера налогоплательщика, в котором православные эксперты видят число Зверя

"Мир Вам, дорогой батюшка!

Простите ради Бога меня, грешную, за беспокойство, но я не знаю, как дальше жить. Отрезанная от мира (я смотрю на него из инвалидной коляски - страдаю глубоким параличом), я осталась одна с трагедией своей души: дело в том, что мне сказали, что я не буду получать пенсию, если не приму ИНН! Священник нашего прихода успокаивает: мол, всего лишь печать. Афонские старцы в один голос предупреждают: 'Принимая этот номер, вы подписываетесь в подчинении сатане'. Я сама, ознакомившись с информацией об ИНН, каждой клеточкой души почувствовала ее сатанинские корни со страшными техническими возможностями, закабаляющие душу. К этой вражьей паутине нельзя даже прикасаться. Но я не одна, и своим христианским отказом я обрекаю семью на голод. Моя пенсия по инвалидности - единственное средство к существованию сына 14 лет, страдающего травмой мозга, со слабым здоровьем, и отца ребенка, давно безработного, не могущего содержать семью (еще такой далекий от молитвенного правила Божия, раб греха пьянства и т. д.). Я осталась одна со своей трагедией, с разбитой душой, потеряв веру в духовного отца, успокаивающего паству. Действительно ли Таинство Исповеди в Храме, принявшем ИНН, правда ли, что информация о ИНН уходит в центральный компьютер 'Зверь'?

Мне ради хлеба предлагают поклониться врагу, предать веру, Христа! Я не могу принять ИНН, но и без пенсии не могу.

Как мне быть? Вразумите!

Священство и церковь - молчат - почему?! Или нас уже предали?"

Это письмо, опубликованное на сайте www.voskres.ru, независимо от того, подлинное оно или сфабрикованное (как-то слишком все сошлось у этой женщины: инвалидность, больной ребенок, муж-пьяница), вполне адекватно отражает чувства и сомнения, а проще сказать, истерику, охватившие многих наших сограждан - членов Русской Православной Церкви в связи с необходимостью получить "индивидуальный номер налогоплательщика". По мнению некоторых православных экспертов, номерок этот представляет собой ни больше ни меньше, как печать антихриста. Ту самую, которой, согласно Апокалипсису, будет метить Зверь предавшиеся ему души. "И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя Зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число Зверя, ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откр. 13, 16-18). "Число Зверя", говорят противники ИНН, записано в трех разделительных барах штрих-кода, в который этот ряд цифр превращается в компьютере, потому что эти длинные палочки похожи на компьютерное обозначение цифры шесть.

Православная общественность стала волноваться по поводу ИНН сразу же после того, как было объявлено о его обязательном принятии для всех граждан России, и к началу весны прошлого года стала очевидным, что Патриархия должна выразить свое отношение к скользкой проблеме. 7 марта прошлого года Священный Синод выступил с заявлением, в котором выразил обеспокоенность ситуацией и призвал государственные налоговые органы "уважать чувства верующих", а верующих - проявлять "христианское трезвомыслие". Но верующие проявлять трезвомыслие не стали, и вскоре в Москве прошли демонстрации под лозунгом "Православные против ИНН", подкрепленные письмами священников, монахов и мирян по самым разным адресам: от президента до злокозненного Министерства по налогам и сборам. Возможно, вследствие этих акций, а возможно, по собственной доброй воле Патриарх Алексий II провел довольно активные переговоры с налоговым ведомством, и на Архиерейском соборе, проходившем в августе, было объявлено, что православные могут не подписывать заявлений с просьбой "присвоить им" дьявольский номер (одно из главных опасений - дьявольский номер будет заменять христианское имя), а просто заполнять анкету. Номер же будет присваиваться не человеку, а его налоговому счету.

Но вместо вздоха облегчения из груди взволнованной части православной паствы вырвался вопль возмущения: компромиссное решение показалось половинчатым и лицемерным. Верующие открыто заявляли, что не хотят иметь дела ни с какими компьютеризированными номерами, и старый вариант, приправленный новым соусом, их не устраивает. Ропот не смолкал, и священноначалию ничего не оставалось, кроме того, чтобы снова обратиться к этой теме. 19-20 февраля в Троице-Сергиевой лавре прошел 7-й пленум синодальной богословской комиссии, посвященный уже не проблеме ИНН как таковой, а церковному расколу, причиной которого этот злосчастный номер может послужить.

Место проведения пленума, Троице-Сергиева лавра, - самый "продвинутый" монастырь России, включающий в себя учебные заведения - духовную академию и семинарию, - оснащенные много чем, в том числе компьютерным цехом. При всем этом достоверные источники сообщают, что половина монахов лавры изъявила готовность "уйти в леса", если их заставят принять ИНН.

Знак революции

По свидетельству очевидцев, пленум прошел весьма вяло. Подтверждает это принятое коммюнике, опять-таки компромиссного и половинчатого характера. В нем указывается, что принятие-неприятие ИНН не имеет религиозного значения и что церковь не осуждает тех, кто отказывается этот номер принимать, но подчеркивается, что "никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры". В то же время комиссия осудила работодателей, которые дискриминируют служащих по иэнэнскому признаку. Пленум также обратился к Патриарху с просьбой выступить перед паствой с развернутым обращением по поводу ИНН.

Некоторым священникам результат пленума показался весьма разочаровывающим. Противников ИНН они рассматривают не иначе, как раскольников (возможности реального раскола не отрицает ни та, ни другая сторона, а нынешнее состояние церкви многие сравнивают с ситуацией, возникшей после Декларации 1927 года митрополита Сергия (Старгородского), поделившей православных на "поминающих", или "сергианцев", то есть принявших советскую власть и поминающих правительство за литургией, и "непоминающих", которые не принимали ни власти, ни самого Сергия, избегали "сергианских" храмов и причащались у "сергианского" священника только в случае смертельной опасности). "Надо было принять такое резкое обращение, чтобы те, кто хотел уйти в леса, - ушли. Нарыв давно назрел, и его необходимо вскрыть. Это секта, и ей не место в теле Церкви", - говорит один московский священнослужитель, пожелавший остаться неназванным.

Но такие радикальные взгляды среди "официального" священства никак нельзя назвать преобладающими. Основное чувство, которое, на взгляд стороннего наблюдателя, охватывает сегодня церковных иерархов, - это растерянность. "Мы и не заметили, как все это случилось", - говорит митрополит, в епархии которого недавно было собрано девять тысяч подписей против ИНН.

Дело в том, что отказ от ИНН - это революция снизу. Она идет из провинциальных монастырей и приходов, на которые у церковного начальства не очень-то принято обращать внимание. Вот и выходит, что заброшенная иерархами, не перетруждающими себя на ниве просвещения масс, паства приникает к местным учителям, которые и поучают ее всяк на свой лад. Причем во многих случаях лад этот оказывается весьма однотипным. "За последние пятнадцать лет в России открылось несколько сот новых монастырей, - говорит священник Борис Михайлов. - Кто же те люди, которые пришли туда? Во многом это те, которые не нашли места в новой жизни, например бывшие военные, несущие все те же советские стереотипы, например образ врага". Врагом же, по мнению противников ИНН, оказывается даже не отечественное правительство, эти "печати зла" насаждающее, а "мировая закулиса", безусловно, стоящая за всем этим, желающая присоединить Россию к своему безбожьему царству путем всеобщей нумерализации.

Тот уровень напряженности, до которого дошло противостояние, показывает, что влияние этих батюшек на народ, с которым они еженедельно общаются, куда сильнее, чем у страшно далекого от него епископата и Патриарха, в заверениях которого на епархиальном собрании московского духовенства 15 декабря, что "в штрих-кодах нет никаких шестерок", звучала даже какая-то беспомощность.

Но даже в том случае, если местный батюшка лоялен новой системе налогообложения, у его противников есть мощное средство воздействия на верующих: газетки (типа "Русского вестника" и "Антихриста в Москве") и листовки (они-то в отличие от Патриархии занимаются "просвещением масс" не покладая рук). Даже в Москве листовки "ИНН - печать антихриста" попадают чуть ли не в каждый почтовый ящик. В маленьких городах распространять их гораздо проще. Как дальше развивается ситуация, описывает известный теолог дьякон Андрей Кураев: "Простой читатель листовок и газеток шел к своему священнику и епископу. От него слышал, что 'никакая это не печать Антихриста', в недоумении вынимал листовку из кармана и там читал, что блаженная Пелагия давно предсказывала, что попы в последние времена сами народ в ад поведут. И убеждался, что 'блаженная Пелагия' ну прям про его батюшку все точно угадала. Так газеты становились не только 'коллективным организатором', но и коллективным духовником".

Заметим, все происходит так даже в том случае, если батюшка считает, что "никакая это не печать", что само по себе явление не самое частое - например, в таких центрах паломничества, как Дивеевский монастырь и Оптина пустынь, царит абсолютное неприятие ИНН.

Заговорив о листовках и газетах, мы можем наконец-то задать напрашивающийся, но до сих пор как-то не приходившийся к месту вопрос "кому это выгодно?". Ведь для того чтобы печатать листовки, нужны пусть небольшие, но деньги. Чаще всего высказывается мнение, что многих провинциальных бизнесменов средней руки пугает само слово "налоговый номер". Им кажется, что, получив его, они не смогут больше уклоняться от налогов, и поэтому готовы вложиться в то, чтобы иметь возможность, сказавшись православными, этот номер не брать. Предположение не невероятное, но какое-то неинтересное. Тем более, взгляды противников ИНН устремлены куда дальше, чем районная налоговая инспекция.

С кем иерархи?

"В начале 1974 года в Брюсселе президент отдела статистического анализа общего рынка доктор Г. Эдельман официально открыл гигантскую ЭВМ, занимающую три этажа в тринадцатиэтажном здании, построенном в виде креста и являющем собой классический образчик архитектурной магии, - пишет видный борец с ИНН и глобализмом Алексей Яковлев-Козырев. - Сверхмощный по тем временам компьютер получил весьма знаменательное прозвище 'Зверь'. В перспективе, по планам Тайного Мирового Правительства, сей техногенный монстр должен был контролировать все человечество". Именно там, в чреве "Зверя", должны храниться сжатые в штрих-коды с дьявольским числом сведения о всех нас. На потребу этому "Зверю" создается Всемирная Антихристианская Компьютерная Система Тотального Обезличивания и Контроля, в которую вкладывают астрономические суммы строители Нового Мирового Порядка - влиятельнейшие масоно-талмудические кланы. А когда эта система наконец-то будет создана, Антихристу, способ прихода которого в мир уже известен (по пророчеству, он должен появиться от блудницы противоестественным путем. Раньше гадали: может, кесарево сечение? Теперь ясно - клонирование!), останется только подойти к "Зверю" и нажать кнопку.

Достоверность этой ужасной картины мы оставляем на совести тех, кто ее живописует с амвона, на бумаге и в проклинаемом ими самими Интернете. Важно другое: некоторое количество наших соотечественников считает, что принятие ИНН их к этому ужасу приближает, и они хотят, чтобы Церковь, к которой они принадлежат, их от этой напасти защитила. Они ждут от нее не полумер, а решительных действий. А если состояние таких испуганных прихожан вроде гипотетической авторши письма, с которого мы начали эту заметку, и считать "помутнением", или, как принято говорить в православии, "прелестью", то кто виноват, что эти люди в нее впали? Кто пренебрегал просвещением паствы, кто полностью доверил ее воспитание "харизматикам" вроде одного красноярского батюшки, который запрещает своим духовным детям покупать любые товары, если на них есть штрих-код?

Дьякон Андрей Кураев так объясняет стойкость идеи "индивидуального числа Зверя" и ту легкость, с которой она привилась: "Тут сработало сразу несколько комплексов. Во-первых, комплекс советского мальчика: 'Эх, поздно мы родились! Уже ни войны, ни революции! Негде подвиг совершить!' А тут тебе говорят: 'Вот сейчас, при тебе, в твоем присутствии разыгрываются самые главные события мировой истории. Ты лично увидишь и Антихриста, и Христа'. Во-вторых, комплекс неофита: 'Вот теперь все увидят, что я был прав, все увидят подтверждение моей новой веры - те события, те чудеса, о которых говорят последние страницы Библии'. Плюс комплекс телезрителя - увидеть ужас и не пострадать. И, кажется, срабатывает то, что давно уже подмечено философами: русскому человеку легче хорошо умереть, нежели хорошо прожить жизнь. Легче однажды до конца исполнить свой долг, нежели исполнять его в ежедневном труде. А тут такая замечательная возможность: смело плюнуть в лицо Антихристу отказом покупать товар, помеченный штрих-кодом".

Все это, скорее всего, верно. Но какими бы комплексами ни объяснялись страхи верующих, ясно одно: заверения Патриарха об "отсутствии шестерок" их развеять не могут. Потому что воспринимаются они не как искренние высказывания, а как подтверждение того, что церковь как была на стороне власти, так там и осталась. Не будем углубляться в историю древнюю, начнем с того самого 1927 года. Принявшая советскую власть церковь (ставшая после физического уничтожения своих противников единственной) прославляла Сталина, молчала во время хрущевских гонений, отпевала Брежнева, молчала во время Афганистана и даже во время Чечни, когда, казалось бы, никаких гонений опасаться уже не приходилось. Теперь она поддерживает правительство в его начинании с ИНН. И хотя пишущая эти строки уверена, что и в своих заверениях, и в попытках договориться с Министерством налогов и сборов Алексий II вполне искренен, нет ничего удивительного, что доверия к его словам и действиям у множества страждущих душ нет.

Страна незнакомых людей

Высший православный авторитет наших дней, девяностолетний старец Иоанн (Крестьянкин), переживший гонения и запрет в служении, впервые в жизни согласился выступить перед видеокамерой для того, чтобы донести до верующих свое мнение об ИНН.

"Кто вновь, как во времена Спасителя, подходит к нему с лукавым вопросом: 'Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?' А на современном языке это звучит так: 'Принимать ли новую систему налогообложения или нет?'" - вопрошает старец. Нынешних смутьянов он уподобляет совопросникам Спасителя, которые не удовлетворились Его ответом "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу", а "отошли до времени, чтобы изобретать новый подвох на Него".

Сегодняшней ситуации, которая, и по мнению старца, чревата расколом, он хоть и ужасается, но находит объяснение: "Причина подобных явлений лежит в душе человеческой... ее всегда соблазняет все таинственное, необыкновенное, сверхъестественное, чудесное, а особенно страшное".

...Народ, населяющий нашу огромную страну, остается для нас той же terra incognita, что и многомиллионная паства для церковных иерархов. И когда оказывается, что для огромного количества наших соотечественников компьютер по прозвищу "Зверь" и клонированный Антихрист реальнее всех реальностей и ради веры в них они готовы готовы обречь себя на нищету или уйти в леса, нам ничего не остается, кроме как, подобно описанному выше митрополиту, пожать плечами и признаться, что "мы ничего и не замечали".