Истек срок предоставления ведомствами РФ отзывов на проект указа "О совершенствовании управления предприятиями пермского моторостроительного комплекса", предложенный "Росавиакосмосом". "Комплекс" - это группа предприятий, известных под общим именем "Пермские моторы", которые производят лучшие отечественные авиационные двигатели ПС-90А, спроектированные на их основе газоперекачивающие установки и электростанции, а также жидкостные двигатели для ракет "Протон". Из тех отзывов, тексты которых находятся в распоряжении редакции, следует, что по крайней мере некоторые инстанции находятся в замешательстве. Им по вполне объективным причинам, о которых будет сказано ниже, не нравится форма предлагаемого решения, однако они вроде бы не возражают против заложенной в него идеи.
Кому что
Идея реструктуризации, предлагаемая "Росавиакосмосом" и одним из крупнейших акционеров "Пермских моторов" холдинговой компанией "Интеррос", заключившими в конце прошлого года соответствующее соглашение, такова. В федеральную собственность передается 37,2% акций головной компании комплекса - ОАО "Пермские моторы", что в сумме с уже имеющимися у государства 14,2% составляет контрольный пакет. Само ОАО "Пермские моторы" получает контрольные либо блокирующие пакеты восьми предприятий, в которых сегодня находятся все активы комплекса (см. схему): собственно ОАО "Пермские моторы" давно не ведет производственной деятельности, сейчас это "оболочечная" компания.
Взамен "Пермским моторам" погашается задолженность перед Пенсионным фондом РФ, которая вместе с пенями и штрафами превысила 400 млн рублей. Кроме того, по лицензионному соглашению ОАО передаются "права на пользование результатами интеллектуальной деятельности" - конструкторская и прочая документация на двигатели ПС-90А и Д-30, - исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации. Без выполнения этого условия невозможен выход с высокотехнологичной продукцией, к которой относятся газотурбинные установки (ГТУ), на внешний рынок. "Пермским моторам" также передаются пакеты технологически связанных с другими предприятиями холдинга НПО "Искра" (51%, сейчас находятся у государства) и ОАО "Авиадвигатель" (20,04%).
Попробуем разобраться в том, кто что выигрывает и кто что теряет при реализации этой идеи.
Начнем с приобретений и с государства, поскольку именно от него зависит принятие решения. Государство восстанавливает контроль над реструктурированным, очищенным от долгов, имеющим стратегическую перспективу моторостроительным комплексом, способным самостоятельно, то есть не за бюджетные деньги, осуществлять НИОКР и модернизацию ПС-90; выполнять гособоронзаказ, поскольку по закону его можно размещать только на предприятиях, контролируемых государством; выходить на внешние рынки с высокотехнологичной продукцией. Оно начинает получать дополнительные доходы в виде лицензионных платежей за интеллектуальные права в случае экспорта. Не то чтобы очень большие деньги, но это плюс, а не минус и не ноль, как сейчас. При поставке, например, двухсот ГТУ в Латинскую Америку, о чем предварительно договорился еще один частный акционер "Пермских моторов", американская компания Pratt & Whitney, эти платежи могут составить 3-5 млн долларов. При этом увеличивается налогооблагаемая база.
Для крупных частных акционеров, к которым помимо уже упомянутых "Интерроса" и Pratt & Whitney относится "Газпром", осуществление этой идеи означает прежде всего надежду на возврат уже сделанных инвестиций (за последние три года это около 100 млн долларов, значительная часть которых пошла на НИОКР) и развитие перспективных бизнесов. Дополнительной премией можно считать имидж компаний, которые могут управлять активами в российском оборонно-промышленном комплексе даже в условиях скверной конъюнктуры: не допустили банкротства, сберегли рабочие места, не утратили влияния и прочая.
Теперь о потерях. Государство расстается с пакетами акций "Авиадвигателя" и "Искры", рыночная стоимость которых не может быть определена, поскольку эти акции не торгуются, и никаких доходов бюджету непосредственное обладание ими не приносит. (Балансовая стоимость ОАО "Пермские моторы" оценивается "Интерросом" - после передачи акций "дочек" и лицензии на пользование интеллектуальной собственностью - в 890 млн рублей.) Частные акционеры лишаются 37% акций ОАО "Пермские моторы", которое сейчас находится на грани банкротства, и некоторых долей в "дочках".
Наиболее пострадавшим может оказаться Пенсионный фонд РФ - в случае, если задолженность перед ним будет почти чудесным образом списана.
Альтернатива
Предположим, государство по каким-то причинам отказывается от предлагаемого варианта реструктуризации моторостроительного комплекса. Пенсионный фонд банкротит "пустое" ОАО "Пермские моторы" и на общих основаниях старается получить из конкурсной массы свое. Из этого почти ничего не выйдет, поскольку чистые активы ОАО, по оценке "Интерроса", сейчас стоят 42 млн рублей. Государство не возвращает контроль над комплексом - его влияние в ключевых предприятиях либо мало, либо отсутствует вовсе. Например, в ОАО "Пермский моторостроительнй завод", которое, собственно, и производит ПС-90А, 100% акций сейчас принадлежит частным акционерам, а "Интеррос", Pratt & Whitney и "Газпром" владеют блокирующими пакетами на паритетных началах. Покупка государством блокирующих пакетов маловероятна. По словам заместителя генерального директора "Интерроса" Сергея Алексашенко, частные акционеры обсуждали с "Росавиакосмосом" возможность подобной сделки еще до предложения схемы "долги в обмен на акции", но обсуждение ни к чему не привело.
Частные акционеры, сохранившие промышленные активы за пределами "пустого" ОАО "Пермские моторы" и желающие развивать свой бизнес, все равно обращаются за лицензией на право пользования интеллектуальной собственностью. И тут возможны варианты. Вариант первый: лицензию выдают, бизнес развивается, государство зарабатывает на лицензионных платежах. Вариант второй: в выдаче лицензии отказывают либо затягивают рассмотрение вопроса на ничем не определенное время, как это уже случилось с разрешением на вывоз одной двигательной турбины - для подгонки навесного оборудования "под Латинскую Америку". По словам Алексашенко, "было сказано: разрешение получите, когда будет урегулирован вопрос о собственности".
Не факт, что лицензирующие органы удовлетворит вариант урегулирования вопроса о собственности через банкротство ОАО "Пермские моторы". "Тогда, - говорит Сергей Алексашенко, - вопрос перейдет в политическую плоскость. Насколько я понимаю, экономическая политика нашего правительства ориентирована на то, чтобы повышать составляющую машинотехнической продукции в российском экспорте. У нас есть реальное предложение по экспорту продукции высокой степени переработки и с большой долей интеллектуальной собственности. И вдруг государство говорит: 'Нет, мы вам запрещаем...' Думаю, что вопрос все равно будет решен, уж больно скандален случай. Мы произвели продукцию, дайте нам ее экспортировать".
В ожидании чуда
Вариант списания задолженности "Пермских моторов" перед Пенсионным фондом РФ не случайно был назван чуть выше "чудесным". Просто потому, что пока нет механизма такого списания. Однако он может скоро появиться.
"... Принимая во внимание, что действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено погашение задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации ценными бумагам, Пенсионный фонд Российской Федерации не считает возможным принять в счет погашения задолженности по страховым взносам и пени акции ОАО 'Пермские моторы'", - заявляет ПФ в отзыве на представленный проект указа. "Вместе с тем, - утверждает в свою очередь Минфин, - возможность проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды предусмотрена Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N118-ФЗ 'О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации...'. Порядок и условия проведения реструктуризации... определяется Правительством РФ".
Действующим законодательством ПФ действительно разрешено только хранение остатков на счетах в ЦБ. Иначе говоря, либо деньги, либо ничего. До недавнего времени возможности превращения денежных долгов в "ничего" не было. Однако новый Налоговый кодекс фактически уравнял налоговые и пенсионные платежи - и те и другие теперь собирает МНС. "Если будет решение правительства списать задолженность перед Пенсионным фондом как безнадежную, оно будет легитимным", - считает Сергей Алексашенко.
Теоретически списание возможно. Вопрос в том, захочет ли им правительство воспользоваться, и если да, то будет ли эта возможность реализовываться в индивидуальном порядке (в нашем случае - по отношению к долгам "Пермских моторов") или правительство примет некий общий порядок.
В связи с напряженной бюджетной ситуацией последний вариант кажется менее вероятным.