Другие "Долги в обмен на акции"

Русский бизнес
Москва, 26.02.2001
Случай "Пермских моторов" непременно войдет в пособие по реструктуризации российской промышленности

Истек срок предоставления ведомствами РФ отзывов на проект указа "О совершенствовании управления предприятиями пермского моторостроительного комплекса", предложенный "Росавиакосмосом". "Комплекс" - это группа предприятий, известных под общим именем "Пермские моторы", которые производят лучшие отечественные авиационные двигатели ПС-90А, спроектированные на их основе газоперекачивающие установки и электростанции, а также жидкостные двигатели для ракет "Протон". Из тех отзывов, тексты которых находятся в распоряжении редакции, следует, что по крайней мере некоторые инстанции находятся в замешательстве. Им по вполне объективным причинам, о которых будет сказано ниже, не нравится форма предлагаемого решения, однако они вроде бы не возражают против заложенной в него идеи.

Кому что

Идея реструктуризации, предлагаемая "Росавиакосмосом" и одним из крупнейших акционеров "Пермских моторов" холдинговой компанией "Интеррос", заключившими в конце прошлого года соответствующее соглашение, такова. В федеральную собственность передается 37,2% акций головной компании комплекса - ОАО "Пермские моторы", что в сумме с уже имеющимися у государства 14,2% составляет контрольный пакет. Само ОАО "Пермские моторы" получает контрольные либо блокирующие пакеты восьми предприятий, в которых сегодня находятся все активы комплекса (см. схему): собственно ОАО "Пермские моторы" давно не ведет производственной деятельности, сейчас это "оболочечная" компания.

Взамен "Пермским моторам" погашается задолженность перед Пенсионным фондом РФ, которая вместе с пенями и штрафами превысила 400 млн рублей. Кроме того, по лицензионному соглашению ОАО передаются "права на пользование результатами интеллектуальной деятельности" - конструкторская и прочая документация на двигатели ПС-90А и Д-30, - исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации. Без выполнения этого условия невозможен выход с высокотехнологичной продукцией, к которой относятся газотурбинные установки (ГТУ), на внешний рынок. "Пермским моторам" также передаются пакеты технологически связанных с другими предприятиями холдинга НПО "Искра" (51%, сейчас находятся у государства) и ОАО "Авиадвигатель" (20,04%).

Попробуем разобраться в том, кто что выигрывает и кто что теряет при реализации этой идеи.

Начнем с приобретений и с государства, поскольку именно от него зависит принятие решения. Государство восстанавливает контроль над реструктурированным, очищенным от долгов, имеющим стратегическую перспективу моторостроительным комплексом, способным самостоятельно, то есть не за бюджетные деньги, осуществлять НИОКР и модернизацию ПС-90; выполнять гособоронзаказ, поскольку по закону его можно размещать только на предприятиях, контролируемых государством; выходить на внешние рынки с высокотехнологичной продукцией. Оно начинает получать дополнительные доходы в виде лицензионных платежей за интеллектуальные права в случае экспорта. Не то чтобы очень большие деньги, но это плюс, а не минус и не ноль, как сейчас. При поставке, на

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №8 (268) 26 февраля 2001
    Квоты на рыбу
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама