После полугодового молчания администрация Большого театра выложила журналистам свои ближайшие планы балетных постановок. По словам гендиректора театра Анатолия Иксанова и худрука балета Бориса Акимова, приоритетом станет создание новых балетов на сюжеты из русской литературы и на русскую музыку. Для первого проекта - балета "Пиковая дама" на музыку оперы Чайковского - из Франции был выписан 77-летний мэтр Ролан Пети.
Жизнь этого хореографа сама по себе похожа на карточную игру - игру, из которой Пети всегда выходил победителем. В 40-х годах он танцевал в кордебалете Парижской оперы у Сержа Лифаря. В 50-х ставил мюзиклы с Фредом Астером и Бингом Кросби в Голливуде. Но Америка не стала домом для француза - женитьба на балерине Рене Жанмер (Зизи) вернула Пети в Европу и в балет. К 60-м годам относятся самые блестящие его постановки для театров Лондона, Милана и Парижа. В 70-х балетмейстер вдруг становится владельцем Casino de Paris, но это не мешает ему создать труппу Ballet de Marseille, с которой он проработал многие годы.
Сегодня Ролан Пети, чье имя в мировой табели о рангах стоит в одном ряду с такими корифеями балета, как Морис Бежар, Джон Ноймайер и Матс Эк, наиболее близок российской культуре из иностранцев. Он учился у русских - Сержа Лифаря, Бориса Князева и Любови Егоровой, а затем ставил балеты для Рудольфа Нуриева, Майи Плисецкой, Михаила Барышникова. Видимо, именно поэтому с работами Пети Большой театр связывает надежды на обновление своего балетного репертуара.
Своими планами г-н Пети согласился поделиться с корреспондентом "Эксперта".
- Если не ошибаюсь, в семьдесят восьмом году вы уже ставили балет по "Пиковой даме". Будет ли нынешняя постановка возобновлением прежнего спектакля?
- Балет на сюжет "Пиковой дамы" я создал двадцать пять лет назад для Барышникова. Когда Михаил заказал мне балет, я подумал, что роль Германна в "Пиковой даме" идеально ему подходит. Однако после отъезда Барышникова в Соединенные Штаты у него появились другие дела и проекты, поэтому та "Пиковая дама" больше не исполнялась. Когда в прошлом году Большой театр обратился ко мне с просьбой что-то для них поставить, я сразу же подумал о "Пиковой даме". Да, там будет та же музыка Чайковского, тот же пушкинский сюжет, но сам балет будет совершенно иным.
Кроме того, генеральный директор Большого театра господин Иксанов попросил меня поставить в следующем сезоне балет "Коппелия". Этот балет всегда идет с успехом, и я с удовольствием принял предложение.
- В восемьдесят восьмом году вы уже ставили для Большого театра балет "Сирано де Бержерак".
- Я не очень хорошо помню эту работу - это было очень давно. Зато осталось в памяти, что исполнитель главной партии Ирек Мухамедов так и не понял моего замысла. Он хотел показать все свои технические возможности; мне же тогда нужна была изломанная линия танца, которая шла бы изнутри.
- Кто будет танцевать главные партии в "Пиковой даме"?
- Сейчас я познакомился с великолепным танцовщиком - его зовут Николай Цискаридзе. Он будет исполнять партию Германна. У меня была возможность поработать с ним в классе лишь пятнадцать минут. Но я сразу убедился, что он все может и понимает, и я уверен, что именно Цискаридзе выразит все то, что я хотел. Кто будет графиней - пока не известно.
- Два года назад в Большом работал французский хореограф Пьер Лакотт. Он восстанавливал балет "Дочь фараона"...
- Я - хореограф. И я не хотел бы говорить о людях, которые смотрят в книги и по ним возобновляют - ремонтируют - спектакли. Я предпочел бы говорить о хореографах-создателях, таких как Фокин, Баланчин и другие.
Что касается моей манеры работы - я работаю над своими балетами, и меня давно уже не волнует то, что делают другие. Я интересовался бы чужими балетами, если бы хотел чему-то научиться, открыть что-то новое. Но, прожив долгую жизнь, я считаю возможным и полезным работать над собственными балетами. Я хотел бы уточнить: я не зритель, а хореограф.
- Сегодня мы очень озабочены имиджем Большого театра, его авторитетом на Западе. Не так давно в прессе много писали о падении авторитета театра. Так ли это? Как вы относитесь к Большому?
- Я думаю, что некоторое падение авторитета Большого театра связано не с артистическим потенциалом, а с переменами в руководстве, которые, на мой взгляд, не могут коренным образом повлиять на уровень артистов, как оперных, так и балетных. Но я уверен, что в ближайшее время ситуация будет исправлена, и Большой снова займет подобающее ему место в стране и в мире.