Фламенко, или бес в ребро

Майя Крылова
5 марта 2001, 00:00

На сцене Кремлевского дворца прошли гастроли испанской труппы во главе с легендарной "королевой фламенко" Кристиной Ойос

Все было, как полагается: пышные юбки, кастаньеты, топот каблуков, хрипло-страстное пение "канте хондо", стоны гитары. И феномен "публичного одиночества", столь свойственный танцу фламенко, в котором есть, как говорят испанцы, "война без противника, любовь без возлюбленной".

Представлять руководителя и ведущую танцовщицу труппы - Кристину Ойос - особой необходимости нет. Любой видевший фильмы Карлоса Сауры помнит ее в "Кармен", и в "Кровавой свадьбе", и в "Колдовской любви". Двадцать лет назад в том же Кремлевском дворце мы смотрели Кристину Ойос в сценической версии "Кармен". А в 1988 году она создала свою собственную труппу - "Балет Кристины Ойос". И первый же спектакль, "Сны фламенко", показанный на сцене парижской Гранд-Опера, прошел с колоссальным успехом, а в 1995 году за эту постановку она получила в Лондоне приз Лоуренса Оливье. Годом позже были созданы балеты "Картина фламенко" и "Арза и Томас".

На этот раз Ойос привезла в Москву спектакль "В ритме времени" - премьеру этого сезона, антологию лучших номеров из разных постановок, в которой многофигурность современного танца сочетается со строгостью традиций древнего фламенко.

От табора до балетной труппы

Споры по поводу происхождения слова "фламенко" до сих пор не утихают. Кто-то выводит его от "фламинго", кто-то - от латинского "фламма" (пламя). Некоторые утверждают, что танец привезли в Испанию фламандские цыгане, перебравшиеся в XVI веке на иберийский полуостров - во всяком случае, слово "фламенко" в сознании испанцев неразрывно связано со словом "хитано" (цыганский). Говорят и о арабском и индийском влиянии. Существует даже гипотеза, что искусство фламенко восходит к языческим культам огня и сам танец некогда был ритуальным. Ясно лишь одно: огненной андалузской пляске много столетий от роду.

Испания - единственная страна Европы, где фольклор не выродился в стилизацию, пригодную лишь на то, чтобы развлекать туристов. Профессиональных "байлаоров" (танцовщиков фламенко) здесь можно встретить где угодно - от табора до балетной труппы. Старики отплясывают не хуже молодых.

Фламенко ценили не только испанцы. Еще в первой половине XIX века знаменитая балерина Фанни Эльслер покорила Европу, исполнив в балете "Хромой бес" качучу - один из танцев-ветвей с генеалогического древа фламенко. Прославленный "Дон Кихот" творца русского классического балета Мариуса Петипа целиком построен на испанском танцевальном фольклоре. В начале XX века Сергей Дягилев отправлял своих танцовщиков в Испанию - учиться тамошним пляскам, которые он считал не менее значительными, чем рафинированный танец Анны Павловой. Танц-авангардист 20-х Касьян Голейзовский, изучавший фламенко в Валенсии и Сан-Себастьяне, поставил в России сюиту испанских танцев. В 30-50-е годы в СССР был популярен балет с испанскими танцами "Лауренсия" - и концерты, где танцовщики Большого и Кировского театров плясали под музыку Альбениса и де Фальи.

Бум фламенко

В исполнении испанских танцоров наши зрители увидели фламенко лишь в 1966 году: в Лужниках выступила труппа Антонио - и произвела фурор. С той поры у нас начался бум фламенко, не утихающий до сих пор. Появляются все новые студии и кружки испанских танцев. Адепты пытаются постичь пружинистую силу трильи - испанской чечетки - и секреты танца "кон дуэнде" ("вместе с бесом"), которые, как писал еще Гарсиа Лорка, и составляют суть магии фламенко.

Интерес подогревают гастроли испанцев. Мы видели сценическое фламенко - от "Кармен" Антонио Гадеса до хореопьесы "Дон Жуан" и античной "Медеи" в исполнении Королевского национального балета. Фламенко "от сохи", то, что танцуют почти все испанцы старше семи лет, показала труппа Марухи Эредиа. К нам приезжали танцующие студенты Мадридского университета и мексиканские любительницы фламенко. Десять лет назад в Москве и Ленинграде прошел фестиваль "Танцуй, Испания!". А в этот раз публика восхищалась искусством молодых артистов "Балета Кристины Ойос". В композициях "Компас" и "Тангос" восемь танцоров исполнили короткие сольные номера. Затем последовали бурная "Сапатеадо" и благородная "Сегилльира". Сама же Кристина Ойос выступила в "Таранто". Королева фламенко не просто танцует - она живет своим искусством и ради него.