Квадратный блин комом

Культура
Москва, 05.03.2001
«Эксперт» №9 (269)
Московские художники решили, что идеи Казимира Малевича равно годятся для творчества и гулянья

Организаторы Первого фестиваля перформанса имени Малевича не преминули воспользоваться тем, что в этом году день рождения автора "Черного квадрата" совпал с праздником Масленицы. Это идеально вписалось в творческую концепцию культурного центра "Дом", где любят соединять фольклор с художественным авангардом. Народный обряд на равных правах с мультимедиа-перформансом и как образец для него - что ж, именно это и предсказывал сам создатель супрематизма, когда говорил о роли примитива в новых системах искусства.

Праздник с медосмотром

Три фестивальных дня носили названия "Праздник", "Академия" и "Демонстрация", и все три дня дворик возле "Дома" больше напоминал колхозный рынок в морозный день, чем конспиративную обстановку отечественных перформансов недалекого прошлого. Но весело было почти как в классическую эпоху советского андерграунда - особенно в первый день, с танцами под духовой оркестр, голосистым пением фольклорного ансамбля "Народный праздник" и ряжеными, облаченными в реконструированные костюмы эпохи русского кубофутуризма.

Сутолока царила в "Доме" повсюду, особенно при раздаче квадратных блинов и разрезании внушительных размеров Черного торта-квадрата. Изредка кто-то из публики поднимался на второй этаж, где под компьютерные звуки Алексея Шульгина десяток мониторов демонстрировали видеоэксперименты Леонида Тишкова и Антона Литвина. Благостно встречали прибывшую из времен Малевича хрестоматийную "фильму" "Барышня и хулиган" с поэтом Маяковским в главной роли - ее удачно озвучил "Круглый бэнд" саксофониста Алексея Круглова, которого в новоджазовых кругах справедливо называют главным (и чуть ли не единственным стоящим) открытием последних лет.

Однако больше всего зрителей заинтриговал перформанс Асмира (Андрея Смирнова), перенесшего на нашу почву опыты американца Дэвида Розенбума по управлению звуковыми компьютерными файлами с помощью электрических импульсов, получаемых непосредственно из головного мозга. В качестве подопытного кролика выступил музыкант Сергей Летов, которого препарировали две "медсестры" (действительно сестры Яна и Лана Аксеновы). Энцефалограммы в ноутбуке "хирурга" Смирнова выглядели весьма внушительно, да и Летов уверял, что нащупал причинно-следственную связь между собственными ощущениями и изменениями в характере звучаний и уже почти готов ими управлять.

Академия в квадрате

На второй день сутолока несколько поутихла, а в перформансах стали устанавливаться некие параллели с искусством Малевича. Необычные инструменты фигурировали в "Квадратной импровизации" Вячеслава Колейчука и Бориса Стучебрюкова: первый использовал квадратный овалоид, то есть лист железа, певуче вибрирующий от соприкосновения с обычным смычком, второй - хитроумные звучащие инженерные объекты.

Старательно выполнила домашнее задание на тему "Черного квадрата" хореограф Наталья Фиксель, поставившая танец одновременно под электронное сочинение Владимира Николаева и под видеоролик Анны Колейчук: в нем художница, она же автор идеи всего фестиваля, смоделирова

Новости партнеров

«Эксперт»
№9 (269) 5 марта 2001
На высшем уровне
Содержание:
Международный бизнес
Наука и технологии
Общество
На улице Правды
Реклама