Мотоциклы в свободном полете

5 марта 2001, 00:00

Три менеджера АО "ИМЗ-Урал" (Ирбитский мотоциклетный завод): Вадим Тряпичкин (генеральный директор), Илья Хаит (директор по развитию), Дмитрий Лебединский (директор по маркетингу и продажам) выкупили у АО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) и аффилированных ему компаний всю принадлежащую последним долю в предприятии, то есть 65% акций. По словам гендиректора АО ОМЗ Кахи Бендукидзе, сделка произведена на очень мягких условиях, покупателям предоставлен кредит сроком на пять лет. Точная сумма сделки при этом не разглашается, но речь идет о "многих миллионах долларов". Цель продажи заключается в освобождении ОМЗ от непрофильных активов. Это необходимо, поскольку, по мнению г-на Бендукидзе, конкуренция на рынках, приоритетных для его корпорации, обостряется.

Пикантность ситуации состоит в том, что мотоциклетный завод из-за конфликтов с энергетиками в течение осени-зимы 2000-2001 годов простаивал. Поэтому широко анонсированные в свое время планы выпустить в 2000 году от 3,5 до 5,5 тысячи мотоциклов выполнены не были. Фактически было произведено всего 2 тысячи, на триста больше, чем в 1999 году. И в новом сезоне первый мотоцикл сойдет с конвейера лишь 16 апреля. Однако Илья Хаит заверил "Эксперт", что Ирбитский завод - единственное в стране предприятие, способное сохраниться и развиваться как производитель мотоциклов. Суть в специфике рынка. Мотоцикл с коляской "Урал" пользуется спросом у фанатов-мотоциклистов во всем мире как точная копия мотоциклов BMW времен второй мировой войны. Около 70% продукции Ирбитского завода уходит на экспорт - в Европу, США и Канаду. В этой ситуации даже остановка производства пошла заводу на пользу. Зарубежные дилеры, поняв свою зависимость от поставок мотоциклов с Урала, на состоявшейся в конце января встрече с представителями завода согласились увеличить портфель заказов (на 300 штук в 2001 году). Приняли они и повышение цен (на 25-30% на некоторые модели), и необходимость предоплаты.

В дальнейших планах новых владельцев завода значатся поиски денег на модернизацию. Из собственных средств завод способен переоборудовать лишь участок сварки, выделив на эти цели 200 тысяч долларов. Еще 800 тысяч, необходимые для реконструкции покрасочной линии, планируется выручить за счет продажи части акций (25-30%) некоему иностранному инвестору. Кто он, пока не известно, но консультации по этой сделке, по словам Ильи Хаита, подходят к концу. Кроме того, заключен договор с некоей итальянской дизайнерской компанией: она уже помогла привести нынешние модели мотоциклов в соответствие с требованиями безопасности и экологичности средств передвижения, закрепленными в законодательстве европейских стран. В этом году завод намерен выпустить 2,5 тысячи машин, а в будущем, по осторожным оценкам, увеличить производство еще на 20%.