Романтик на военной службе

5 марта 2001, 00:00

На прошлой неделе из Государственного Русского музея в Третьяковскую галерею приехало погостить одно из самых известных произведений отечественной живописи - "Девятый вал" Ивана Айвазовского. Выставлено оно вместе с куда менее известными работами, предназначение которых - показать, что изображение волн и корабликов - занятие не столь уж однообразное, как это кажется сегодня, когда марины, то бишь морские пейзажи, вышли из моды.

Иногда в самом деле думаешь, что все шесть тысяч картин Айвазовского (именно столько по приблизительным подсчетам создал художник) - бесконечные варианты "Девятого вала". Корабликом больше, корабликом меньше, тучи потемнее, облака посветлее, вот, собственно, и вся разница. Но для современников художника все было иначе. В XIX веке спрос на романтические "виды" морских далей, альпийских вершин и экзотических ландшафтов был велик. В первой половине века спрос этот удовлетворяли в основном иностранные художники. Так что у Айвазовского, приехавшего из Крыма учиться в Петербургскую Академию художеств, было достаточно конкурентов. Однако вскоре по части писания морских просторов он превзошел всех.

За особую одаренность профессора Академии художеств сократили ему срок обучения на два года и удостоили Большой золотой медали. Пушкин, посетивший одну из выставок, лично выразил художнику свое восхищение. Перед ним не устоял сам Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, гениальный английский живописец, умевший превращать море и небеса в настоящий мистический театр (говорили, что получить одобрение Тернера было так же сложно, как заставить камень улыбаться). А уж соотечественники любили Айвазовского до беспамятства и почитали за честь украсить свои дома его картинами.

Но прославили художника не только полотна. В середине 40-х годов XIX века Айвазовский состоял на службе в Главном военно-морском штабе - "портретировал" русские порты-крепости на Балтийском море, корабли Черноморского флота (их оснастку он знал до деталей) и знаменитые сражения. За верную службу его хвалил сам адмирал Нахимов, а когда в 1846 году художник, переехав в Феодосию, решил отметить там десятилетие своих занятий живописью, поздравить его прибыла целая эскадра Черноморского флота.

В 1864 году, когда в Петербурге открылась выставка картин Айвазовского, за месяц ее посетило четыре с половиной тысячи человек, что считалось тогда невероятным успехом. Судя по всему, на нынешней будет не меньше.