Деньги и свобода слова

5 марта 2001, 00:00

Новую модель взаимоотношений между властью, бизнесом и прессой пытается выстроить "Медиасоюз" - только что созданное профессиональное объединение российских журналистов. Первой крупной акцией "Медиасоюза" стал "круглый стол" в Нижнем Новгороде, в котором приняли участие журналисты Москвы, Санкт-Петербурга и регионов Поволжья. Власть в обсуждаемой проблеме представлял полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко.

Война компроматов, намеренное искажение информации, манипулирование общественным мнением, скрытая реклама - главной причиной этих широко распространенных болезней является порочная система взаимоотношений в упоминавшемся треугольнике власть-бизнес-СМИ. И власть, и бизнес пытаются сделать прессу своим инструментом, а для этого используют кто что может: одни - административные рычаги, другие - подкуп. Однако продолжение такой практики приведет к тому, что пресса полностью утратит доверие своей аудитории и тогда ни власть, ни бизнес не смогут вообще ничего донести до общества.

Осознание этой перспективы приходит. Президент "Медиасоюза" тележурналист Александр Любимов заявил на заседании "круглого стола", что его общественная организация готова взять на себя роль выразителя позиции СМИ и посредника в диалоге с бизнесом и властью. Пресса не должна быть инструментом влияния, ее задача - адекватно отражать реальность. С другой стороны, СМИ сами по себе являются субъектами бизнеса, и свобода слова ныне зависит от уровня их экономической самостоятельности. Как показал обмен мнениями участников "круглого стола", издатели серьезно озабочены состоянием медиа-рынка и той политикой, которую проводит по отношению к нему государство. Сегодня пресса, и в первую очередь региональные и местные издания, еще не достигли того материального благополучия, которое позволяет сохранять независимую позицию. Точки зрения во многом обусловлены такими прозаическими вещами, как состояние рекламного рынка, уровень налогообложения, ввозные пошлины. Рекламный рынок мог бы расти за счет предложений отечественных производителей, однако существующие нормативы выделения затрат на рекламу не создают стимула к увеличению рекламных бюджетов. Снятие ограничений могло бы не только облегчить жизнь производителям, но и легализовать ту часть рекламного рынка, которая приходится на "черный пиар". Предлагаемые ограничения на рекламу алкоголя и табака могут привести к снижению качества собственного медиа-продукта, считают представители СМИ.

Действие существующих льгот, предусмотренных законом о господдержке СМИ, заканчивается в 2002 году. Еще есть время определиться, какой представляется самим журналистам государственная поддержка средств массовой информации.