Химеры на башне

Александр Привалов
5 марта 2001, 00:00

Федерация независимых профсоюзов России устами своего лидера Михаила Шмакова обещала вести непримиримую борьбу против возможного принятия правительственного варианта Трудового кодекса. ФНПР объявила этот вариант "кодексом жестокой классовой борьбы", а свой вариант законопроекта - "кодексом социального партнерства".

Из общих соображений, как говорят математики, на одном этом основании легко догадаться, что правительственный законопроект гораздо лучше. Нынешние российские профсоюзы суть химеры - не в новейшем смысле, то есть неосуществимые мечты, а в древнегреческом, то есть твари, состоящие из частей не сродных друг другу животных: львиная голова на туловище козы и проч. Достаточно указать на тот бесспорно химерический факт, что сегодня у работников, как в советские времена, автоматически вычитают из зарплаты профсоюзные взносы, так что огромное число людей даже и знать не знают, в каком профсоюзе состоят. При этом уровень зарплаты в стране плачевно низок, а профбоссы рулят остатками имущества ВЦСПС и играют в политику. Вот и борьба против нового ТК - политическая игра с вполне конкретными целями: химеры горой стоят за свою живучесть.

Ведь главное, против чего бьются профсоюзы, - это изменение их собственной роли в трудовых отношениях. По действующему сегодня наспех залатанному КЗоТу 1971 года, работодатель обязан согласовывать с профсоюзами множество управленческих шагов, причем профсоюзные органы не только не несут никакой ответственности за свои решения, но эти решения даже не могут быть обжалованы в суде. Подобного же рода прелестями изобилует и "профсоюзный" вариант проекта ТК - незачем объяснять, насколько это несовместимо как с сегодняшними экономическими реалиями, так и, например, с действующим Гражданским кодексом. Отстаивая такие прерогативы, профбоссы, в сущности, признаются, что отнюдь не собираются их всерьез использовать - ведь компания всегда найдет способ выкинуть за ворота профсоюз, который попытается диктовать ей политику. Защищать интересы работника такая оснастка не поможет, но щеки надувать с ней, конечно, удобнее.

Действующий КЗоТ (здесь и далее следует добавлять: а равно и "профсоюзный" проект ТК) туго набит декларациями прав работника, гарантий и льгот для него. Известно, к чему это привело: к массовому нарушению прав работника, к полному отсутствию каких-либо гарантий соблюдения его интересов. Грустная эта диалектика видна на любом примере. КЗоТ диктует настолько громоздкую и дорогую процедуру увольнения работников по экономическим причинам, что работодатели их не увольняют - им просто перестают платить зарплату, подталкивая к уходу "по собственному желанию". КЗоТ требует такого количества гарантий и льгот для женщин, молодежи или инвалидов, что работодатели все чаще вообще отказываются их легально нанимать, - и так далее.

Коротко говоря, легальные - по КЗоТу - создание, поддержание и ликвидация рабочего места сегодня настолько неподъемно дороги, что работодатели в массовом порядке переходят на схемы полулегальные (когда формальный договор найма существенно дополняется скрытыми договоренностями) или совсем нелегальные. Конечно, помимо трудового законодательства тут громко играет налоговое, но и роль КЗоТа не надо недооценивать. "Серая" занятость - пусть не в таких масштабах - существует во всем мире, но только мы ухитрились создать такое фантастическое положение, когда оплата труда по "серому" найму больше, чем по "белому".

Экономическую эффективность такого устройства трудовых отношений вряд ли стоит комментировать - она очевидна. Гораздо меньше замечается его социальное значение. На мой взгляд, оно весьма велико - и крайне негативно. "Серый" наем и связанные с ним бесправие и отсутствие каких-либо гарантий неизбежно маргинализируют людей, мешая им строить продуманную жизненную стратегию. Вытекающая отсюда же привычка к повседневному нарушению закона порождает правовой нигилизм и очень облегчает завинчивание гаек каждому, кто догадается построже цыкнуть. А уж такие милые детали, как автоматический вычет профвзносов (да, кстати говоря, и автоматический вычет налогов!), будто специально придуманы, чтобы легче превращать человека в быдло. Хотя почему "будто"? Советская власть для того так и сделала, чтобы не дать человеку повода лишний раз вспомнить про свои профессиональные или политические интересы. Сегодняшний результат этих трюков - социальная апатия с непременным протестным голосованием.

Правительственный вариант ТК должен, по-видимому, стать шагом к выходу из этого давнего тупика. Будем надеяться, что четырехсторонняя комиссия не слишком изуродует законопроект: в конце концов, среди альтернатив есть не только ретроградный "профсоюзный" вариант, но и вариант депутата Селиванова, который прогрессивнее правительственного. Если трудовое законодательство станет таким, что его посильно исполнять, появится шанс, что работодатели его будут исполнять. Если роль профсоюзов будет прописана разумно, появится шанс, что они начнут наконец реально защищать интересы работника. Комиссия обещает выкатить согласованный проект к середине лета - почитаем.

А пока - прав поэт: "На башне спорили химеры, которая из них урод..."