Бизнес для патриота

Анастасия Матвеева
12 марта 2001, 00:00

В стране строится подшипниковый холдинг. Его создатель собирается контролировать более половины рынка и противостоять экспансии Запада

"Ищите, ищите же, черт побери, точки и кластеры роста в российской экономике!" - призывает нас, сотрудников "Эксперта", начальство. И мы ищем: на страусиных фермах, в пасти акул шоу-бизнеса, на нефтяных вышках и в эфирных стандартах GSM. А между тем все заметнее становятся точки роста там, где их появления уже никто не ждал: в отраслях, выпускающих продукцию так называемого инвестиционного назначения, - попросту говоря, в машиностроении. И вот что интересно: эти точки, как в старом анекдоте (помните? старик таскает с завода детали, чтобы соорудить дома кровать, а все пулемет получается), вновь складываются в цепочку, бывшую структурной основой советской экономики. Хотя, как известно, косная экономическая политика, раз и навсегда закрепившая за производством оборудования для производства другого оборудования приоритетность в экономической системе СССР, спровоцировала глубочайший кризис этой самой системы. Ведь ради развития тяжелого машиностроения государство многие десятилетия оттягивало все имеющиеся в наличии ресурсы - финансовые, материальные, человеческие - как от отраслей, ориентированных на конечное потребление, так и от отраслей, играющих первую скрипку в "новой" экономике (связи, например). Казалось, перестроечная экономика сбросила, как ненужный балласт, этот дискредитировавший себя кластер, тянувший эффективность национального хозяйства вниз. А он взял и вновь зашевелился. И главное, в полном соответствии с законами рынка, описанными в учебниках первого курса: оживление экономики - возможность инвестировать - спрос на продукцию инвестиционного назначения. И инвестиционные отрасли не только оживают, но и порождают новых олигархов. Дошло дело и до подшипников.

Они таки вертятся

Роль подшипника в индустриальной экономике хорошо понимали исполнители индустриализации по-советски. Как известно, подшипник для продукции машиностроения - то же, что чип для компьютера: без него не работает ни один механизм - ни тонкий научный прибор, ни громадный прокатный стан. Именно поэтому завод по производству подшипников стал одним из первых предприятий, построенных после сталинского решения об индустриализации страны. Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1), до сих пор остающийся одним из крупнейших в Европе по производственным мощностям (45 млн подшипников в год), был введен в строй в 1932 году. К началу 90-х в СССР насчитывалось уже 33 завода. Каждое из вновь строящихся предприятий специализировалось на определенных видах подшипников (универсальным оставался лишь ГПЗ-1). Так, завод в городе Волжском (ГПЗ-15) соорудили в 70-х годах в расчете на поставки автомобильных подшипников на строящийся в Тольятти АвтоВАЗ. После распада СССР на территории России осталось около 20 заводов.

90-е годы стали для подшипниковой отрасли временем жесточайшей борьбы за выживание. На суженном рынке заводы буквально толкались локтями. Предприятия, специализирующиеся на продукции, не находящей сбыта, перепрофилировались на востребованную рынком. Скажем, у ГПЗ-15 конкуренты почти отобрали основного, изначально предназначенного для него потребителя. Доля Волжского завода в поставках подшипников на ВАЗ снизилась до 40%, хотя до начала 90-х она составляла 100%. Остальные 60% поставляли как другие российские заводы, так и заводы стран СНГ.

Господствовала разрушительная ценовая конкуренция. Потребители очень легко сбивали цену, ссылаясь на то, что на другом заводе им предложили более низкую. Особенно жесткими в этом плане были иностранные покупатели. Еще два года назад, в эпоху бартеризации, экспортные поставки были единственным средством решения проблемы живых денег, и ради них производители ставили себя на грань рентабельности и даже работали в убыток, достигающий в ряде случаев 35%.

Однако за последние два года ситуация изменилась в лучшую сторону. За оживлением экономики последовал инвестиционный бум. Спрос на подшипники предъявляют все обслуживающие этот бум отрасли машиностроения. объем рынка уже сейчас составляет 4,7 млрд рублей. Поэтому подшипниковые заводы, сумевшие вовремя реагировать на конъюнктуру, показывали в 1999-2000 годах 30-50% прироста производства.

Волжский захват

На этом фоне начинает формироваться Европейская подшипниковая корпорация. Летом прошлого года на ОАО "Московский подшипник" (ГПЗ-1), ведущем предприятии в отрасли, сменился хозяин. Им стал Олег Савченко, уже контролирующий через аффилированные компании Волжский подшипниковый завод (ВПЗ, бывший ГПЗ-15). В настоящее время десант с берегов Волги завершает перехват управления на столичном гиганте. Одновременно завершаются переговоры об условиях вхождения в холдинг Самарского подшипникового завода. Таким образом формируется группа компаний, способная определять отраслевые правила игры, так как под ее контролем окажутся около 50% рынка (см. график).

Более того, группа имеет шанс стать одним из лидеров бизнеса на общенациональном уровне. Прежде всего потому, что в условиях наблюдаемого инвестиционного оживления подшипниковая отрасль вновь становится одним из ключевых и наиболее динамичных секторов в экономике страны.

Есть и другие причины, заставляющие нас верить в перспективность затеянного дела. Во-первых, команду, строящую холдинг, можно считать профессионалами и в подшипниковом бизнесе (см. "Я патриот, а потому - олигарх"), и в управлении производством. Это подтверждает история первого приобретения Олега Савченко - Волжского подшипникового завода, который из близкого к банкротству аутсайдера превратился в эффективный бизнес. Всего за год произошел двукратный рост ежемесячного объема производства: с 600-700 тыс. штук в начале 1999 года до 1,5 млн в настоящее время. Вдвое увеличились производительность труда (с 3-4 до 7-8 тыс. штук в год на одного рабочего) и средняя зарплата.

Второе. Возрождение производства подшипников в холдинге опирается на сильную инновационную составляющую, и, следовательно, компании выходят на новый качественный и конкурентоспособный уровень существования. Например, команда Савченко имеет в запасе экономичную и более совершенную, чем использующаяся в настоящее время, технологию производства заготовок. Или: ВПЗ готов к серийному выпуску еще не производящихся в стране подшипников, нужных для замены практически всего вагонного парка страны, - а это потенциально громадный рынок.

Третье. Управленцы в новом холдинге намерены совершенно на других условиях, чем раньше, взаимодействовать с иностранными покупателями. С самого начала прихода на ГПЗ-1 команда из Волжска начала пересматривать невыгодные экспортные контракты, имея в виду, что работа на внутреннем рынке стала приносить большие дивиденды, чем раньше. А в перспективе вся продукция должна пройти международный аудит качества и получить соответствующий сертификат, что значительно укрепит позиции холдинга на мировом рынке.

Четвертое. Холдинг развивается в сторону диверсификации. Напомним, что ГПЗ-1 является универсальным предприятием. Следовательно, он может сосредоточить у себя заказы различных отраслей машиностроения (в том числе ВПК): от заказа приборостроителей на подшипник диаметром 28 мм (размер обручального кольца) до заказа производителей металлургического оборудования на подшипники диаметром до 2,3 м (через кольцо такого размера может свободно пройти взрослый африканский слон, а нужны эти подшипники для того, чтобы крепить чаны для разливки горячего металла).

И наконец, холдинг развивается не только горизонтально, но и вертикально. Недавно в него вошел Волгоградский тракторный завод. Савченко говорит и о возможном включении в цепочку металлургического заводика. Последнее необходимо для преодоления тяжелой для подшипниковых заводов зависимости от поставщиков. Сталь им нужна с особыми характеристиками. А в выпуске металлургов спецсталь для подшипников составляет всего 5-7%. Гиганты, делающие основные обороты на другой продукции, не будут усердствовать, чтобы угодить потребителю мелкому, но требующему продукцию высоких стандартов.

Таким образом, создающаяся структура приобретает новые факторы устойчивости. Это ей необходимо. Ведь инвестиционное оживление привлечет в страну как игроков мирового масштаба - таких, как шведская SKF, что уже обосновалась на Луцком заводе на Украине, так и игроков попроще - скажем, из Румынии, чьим преимуществом станут все те же низкие цены.