В последний день зимы американский президент Джордж Буш обнародовал первоначальный проект бюджета на будущий год. В целом он достаточно благоприятен для американской ракетно-космической отрасли. В течение следующих пяти лет планируется потратить 20 млрд долларов на новую систему ПРО. Общее финансирование NASA на 2002 год предполагается увеличить с 13,6 до 14,3 млрд долларов. Планируется увеличение расходов на экспедиции к Марсу, на совершенствование технологии запусков, на космические исследования климата Земли. Однако есть и жертвы: проект Международной космической станции (МКС), на который, в частности, делало ставку российское космическое руководство, решено притормозить.
Интерес США к проекту МКС, который в космических кулуарах иначе как "американским" никогда не называли, стремительно угасает
Администрация Буша отмечает, что расходы на строительство американского сегмента уже опережают план на 4 млрд (всего на строительство американцы должны потратить 25 млрд долларов), а посему для начала останавливается строительство двух американских модулей и корабля-спасателя. Предполагается и дальнейшее сокращение программы.
Предложение администрации Буша вызвало неоднозначную реакцию в российских космических кругах. Одни делали вид, что ничего не случилось, другие впали в уныние, третьи лишь констатировали, что предрекали такой поворот событий уже давно, потому и пытались гальванизировать "Мир".
Последствия секвестра
Наиболее оптимистично выглядела пресс-служба "Росавиакосмоса" - ведомства, ответственного за российскую часть МКС. Аргументы его представителей сводились к тому, что, во-первых, это лишь первичное предложение, а во-вторых, касается только американцев.
Действительно, точные цифры секвестра американского бюджета для МКС неизвестны - лишь в начале апреля будет произведена детализация расходов NASA, а окончательные цифры будут утверждены только в октябре. Стоит учесть, что американский конгресс - это не наша Дума, безропотно никакой бюджет не принимает, а у проекта МКС там довольно сильное лобби. Сенатор от штата Техас Кей Бейли Хатчисон уже заявил, что США необходимо действительно более четко расходовать средства на МКС, но ни в коем случае Штаты не должны уменьшать свое участие в проекте и провести все планируемые исследования и разработки. Вероятно, за этим последуют высказывания и других высокопоставленных защитников космической станции, которые, посетовав на перерасход средств, все же призовут нацию к сохранению лидирующих позиций в самом амбициозном космическом проекте человечества.
Кстати, излишнюю расточительность NASA отмечают и российские коллеги. "Те функции, которые у нас выполняет один сотрудник, у них разделены между семью-восемью, не говоря уж о зарплатах, - поделился с 'Экспертом' одни из опытных специалистов российского Центра подготовки космонавтов, - а их тренажеры зачастую перегружены дорогостоящей техникой".
Если внимательно приглядеться к тем модулям, от которых хотят отказаться американцы, то на первый взгляд они не сильно затрагивают Россию, скорее даже их отсутствие может быть выгодно для нас. Модуль Propulsion - это дозаправщик, предназначенный для хранения топлива. Если его не будет, то дополнительное топливо, необходимое для поддержания орбиты, будут доставлять на станцию только наши "Прогрессы", как это и происходит сейчас. Модуль Habitation предназначен для жилья и размещения оборудования американских космонавтов. Не будет его - все посетители станции смогут отдохнуть в нашей "Звезде" или в лабораторных модулях. Crew Return Vehicle - корабль-спасатель - тоже может быть заменен нашим "Союзом". Последний используется на МКС уже сейчас.
Вместе с тем, не сворачивается программа других стран-участниц. 8 марта к МКС полетел итальянский модуль Leonardo, а в апреле к станции должна быть пристыкована космическая рука-манипулятор, сделанная канадцами, активно строят свой фрагмент МКС и японцы. Но есть один пункт, негативное значение которого не смогли опровергнуть даже оптимисты из "Росавиакосмоса". Предложения Буша приведут к тому, что число постоянных членов экипажа станции сократиться с семи человек до трех. А здесь интересы России, которая, по предварительным договоренностям, одна должна была иметь трех членов экипажа, уже явно ущемляются.
На самом деле последствия секвестра бюджета NASA, выделенного на МКС, для России гораздо серьезнее. Нежелание американцев продолжать строительство МКС, скорее всего, приведет к тому, что заморозится и строительство модуля Enterprise стоимостью 100 млн долларов. Его сейчас начала РКК "Энергия" совместно с американской компанией Spacehab. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, надежды на то, что американцы будут оплачивать полеты наших "Протонов" с топливом, тоже весьма призрачны. Ну а главная проблема все же в том, что заявление Буша демонстрирует стремительное угасание интереса американской стороны к проекту, который в российских космических кулуарах иначе как "американским" никогда не называли.
"Равноправное" сотрудничество
Проект строительства Международной космической станции (МКС) начался еще в 1993 году. Его инициаторами были с российской стороны Российское космическое агентство (РКА), гендиректором которого являлся Юрий Коптев, и НПО "Энергия", возглавляемое Юрием Семеновым, с американской - NASA, руководимая Дэниэлом Голдином. Орбитальная станция "Мир" была уже не молода, а на новый самостоятельный проект денег у России не было. Вместе с тем, американцы испытывали трудности с созданием своей орбитальной станции Freedom, и мы с нашим уникальным опытом пилотируемой космонавтики могли им здорово помочь.
Ни Бушу, ни его помощникам никто не смог внятно объяснить, зачем сейчас нужно столько тратить на пилотируемую космонавтику
Первое соглашение по поводу МКС между тогдашним вице-президентом США Альбертом Гороми российским премьер-министром Виктором Черномырдиным было подписано в сентябре 1993 года, а первый контракт между NASA и РКА - в июле 1994 года. Было решено, что станция будет состоять из двух сегментов - российского и американского - и будет постепенно собираться на орбите из отдельных модулей. Кроме того, свои модули смогут иметь на станции Канада, Япония и страны ЕС.
По официальным данным, представленным депутатам Госдумы в прошлом году, в общем проекте МКС расходы России на этапе строительства (1994-2004 гг.) предполагаются в размере 1,9 млрд долларов, расходы же США составляют 25 млрд долларов. На этапе эксплуатации (2005-2014 гг.) расходы России оцениваются в 3,1 млрд, США - в 14 млрд. Во время подписания контракта звучали заздравные речи о равноправном сотрудничестве и новом этапе освоения космоса. МКС задумывалась именно как "совместная платформа": проект должен был способствовать разрушению недоверия между народами и политиками, и политическому аспекту придавалось значение не меньшее, чем технологическому.
Однако когда дело дошло до строительства, оказалось, что у России нет достаточного количества средств. Скудный бюджет космического ведомства приходилось делить между созданием блоков для МКС, поддержанием на орбите "Мира" и проектами по непилотируемой космонавтике.
В конце 1998 года вышел на орбиту российский модуль "Заря", сделанный фактически на деньги Boeing. К нему американцы тут же пристыковали свой технологический блок Unity. На следующий наш модуль - "Звезду" - деньги (а это ни много ни мало 230 млн долларов) пришлось искать самим. Поиски средств задержали ввод модуля в строй на полтора года. В октябре 2000 года на станцию наконец-то полетели космонавты. Казалось бы, процесс стал налаживаться. К станции регулярно причаливали корабли с новым грузом. В феврале 2001 года американцы вывели на орбиту свой научный блок Destiny - космическую лабораторию стоимостью 1,4 млрд долларов, которая стала самым дорогостоящим элементом МКС. И тут главный инвестор потерял интерес к проекту.
Пора заняться делом
Впрочем, стоит ли возмущаться тем, что США секвестировали свой бюджет, предназначенный для строительства МКС? Россия не раз срывала свои обязательства по этому проекту, и не исключено, будет делать это и впредь. Отечественный бюджет на этот год предусматривает затраты на все космические нужды около 1,4 млрд рублей. Однако Юрий Коптев уже заявил в конце февраля, "что средств госбюджета выделено в два раза меньше, чем необходимо на выполнение Россией своей годовой космической программы". Российское космическое руководство утверждало, правда, что может найти часть средств на выполнение своих обязательств за счет коммерческих проектов. Но пока (для модуля "Звезда") есть лишь один сторонний заказ Европейского космического агентства - по отработке системы единого времени. Некоторые наши космические функционеры возлагают большие надежды на "космический туризм". Сейчас активно дискутируется проект доставки на орбиту американского миллиардера 60-летнего Дениса Тито. Его хотели отправить еще на "Мир". Тито заплатил 20 млн долларов, но полет так и не состоялся. Теперь Тито пообещали, что его включат в состав российской экспедиции на МКС 30 апреля 2001 года, но американская сторона уже активно сопротивляется этому. NASA утверждает, что вопросы коммерческого использования МКС вообще не согласованы. Кроме того, американская сторона справедливо отмечает, что "космический туризм" - явление небезопасное. По словам пресс-секретаря NASA Кристена Ларсона, риск пребывания посторонних людей на МКС остается высоким.
Россия не раз срывала свои обязательства по проекту МКС и, не исключено, будет делать это и впредь
По-видимому, ни Бушу, ни его помощникам никто не смог внятно объяснить, зачем сейчас нужно столько тратить на пилотируемую космонавтику. Более того, у американского президента перед глазами стоял пример российского "Мира", превратившегося в последнее время в финансовую "черную дыру" и в потенциальный источник техногенной катастрофы. Только когда "Мир" безрезультатно съел несколько миллиардов бюджетных рублей, наше правительство наконец-то решило его затопить. Не пора ли озаботиться проблемами эффективности присутствия человека в космосе и российским властям? А заодно признаться себе, что "Мир", а теперь и МКС - не самые перспективные космические проекты. В этом году, кроме МКС, бюджетную поддержку от "Росавиакосмоса" заслужила только система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Другие же проекты без финансирования тормозятся, например разработка новых космических двигателей. Даже в НПО "Энергомаш", а это лидер отрасли, сейчас он производит двигатели для американских ракет "Атлас", корреспонденту "Эксперта" сетовали, что живут в общем-то за счет разработок 80-х годов. А ведь на мировом рынке космических запусков Россия до сих пор занимает чересчур скромное место, и это при том, что, по оценкам Euroconsult, в ближайшие 10 лет на орбиту будет выведено более 1500 гражданских космических аппаратов. Еще пример: в НПО им. Лавочкина, где делались автоматические межпланетные станции, работавшие на Луне, Венере, Марсе, сейчас создано несколько проектов новых марсоходов. Но дело без средств стоит, а ведь вполне можно было бы сотрудничать с NASA, которое увеличивает финансирование марсианской программы. Короче, демарш американцев - хороший повод задуматься об эффективной стратегии нашей космической отрасли, которая, вместо того чтобы латать советское наследство да ждать одобряющих слов из-за океана, должна наконец научиться сама зарабатывать деньги.