По направлению к трагедии

12 марта 2001, 00:00

Владимир Мирзоев уже давно мечтает поставить трагедию. Но по странному стечению обстоятельств комедии ставить ему удается, а мечта о трагедии никак не осуществляется. Взять хотя бы недавнюю историю в Театре им. Станиславского. Режиссер несколько раз подчеркивал в интервью, что "Двенадцатая ночь" и "Укрощение строптивой" - только часть шекспировского цикла, состоящего из двух комедий и двух трагедий. Комедии поставить удалось, а трагедии (по причинам, от режиссера не зависящим) - нет. Не отказываясь от своей мечты, Мирзоев решил двигаться к ее осуществлению постепенно. Первым шагом к трагедии стал спектакль "Сирано де Бержерак", который режиссер поставил в Театре им. Вахтангова.

На первый взгляд все обстоит прекрасно. Историю Сирано де Бержерака - главного героя романтической комедии Эдмона Ростана - Мирзоев рассматривает как трагедию поэта, не понятого своими современниками. Любовный треугольник - прекрасная Роксана, длинноносый поэт Сирано и красавец гвардеец Кристиан - интересует режиссера гораздо меньше, чем финал - гибель поэта, которую оплакивает Роксана. Максим Суханов (Сирано) впервые выступает в роли романтического героя и отлично с ней справляется. Сцены Сирано и Роксаны - самые запоминающиеся в спектакле. Новая роль открывает трагический потенциал Ирины Купченко (Роксана).

У режиссера получился интересный, очень профессиональный и на удивление ровный спектакль - в нем нет ни игры актеров с текстом, ни шокирующих мизансцен, которые обычно будоражат зрителей в его комедийных постановках, ни знаменитого мирзоевского стёба. Не случайно экстравагантные костюмы Павла Каплевича и декорации Аллы Коженковой служат лишь экзотическим антуражем для происходящего на сцене. "Сирано де Бержерака" хочется назвать постановкой переходной. Трудно сказать, над чем собирается дальше работать Мирзоев. И все-таки после спектакля не можешь отделаться от мысли, что, вернувшись из эмиграции и выпустив целую серию комедийных спектаклей, режиссер обратился к стилю своих первых постановок середины 80-х, созданных им в экспериментальном театральном объединении "Творческие мастерские".