О времени и вечности

12 марта 2001, 00:00

В Мариинском театре прошел весьма примечательный концерт. В исполнении Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра прозвучали поэма "Колокола" Рахманинова и Адажио Густава Малера - единственная законченная часть из его последней Десятой симфонии. Оба сочинения написаны примерно в одно и то же время (соответственно - в 1913-м и 1911 годах), но если Рахманинов находится лишь на подступе к своим будущим озарениям, то Малер подводит итог всей своей жизни. Гергиевская интерпретация "Колоколов" Рахманинова доказала, что художественная значимость этой партитуры явно недооценена - особенно ее третьей части, с картиной пожара, где явно предвосхищаются грядущие потрясения XX века. А музыка Малера, напротив, говорила о вечной и непостижимой красоте мира: двадцатипятиминутное Адажио из Десятой было трактовано Гергиевым вдумчиво, осторожно, что не вполне соответствует выработанному дирижером эффектному стилю. Прощальный привет жизни требовал иной, более чуткой и нервной интонации - и Гергиев тонко уловил и сумел передать дыхание Вечности, каким веет от последней малеровской партитуры. В качестве необременительного интермеццо между двумя философскими опусами прозвучал Скрипичный концерт Макса Бруха в исполнении шестнадцатилетнего японского виртуоза Шунзуке Сато.