Россия собирается заключить специальное соглашение с ЕС по Калининградской области. Об этом заявил министр иностранных дел России Игорь Иванов, 9 марта посетивший с официальным визитом Калининград. Необходимость заключения соглашения глава МИД объяснил расширением Европейского союза на Восток, а точнее, присоединением Польши и Литвы к Шенгенскому соглашению. Таким образом, Калининградская область превращается в анклав внутри ЕС, а потому необходимо четко прописать все аспекты взаимоотношений области с Евросоюзом и регионами России.
Новое соглашение должно будет закрепить свободный транзит любого российского транспорта между областью и остальной Россией, включая газо- и нефтепроводы, а также линии электропередачи и телефонной связи. Отдельным пунктом соглашения станет механизм определения рыболовной квоты России - наши рыбаки теперь будут промышлять в границах единой Европы. Наконец, в связи с принятием соседями шенгенских визовых правил Москва даже готова попросить ЕС просто выдать жителям "российского анклава" шенгенские визы.
Свое видение будущего российского региона ЕС изложил в специальном докладе, который в этом году был передан правительству России. МИД и Совет безопасности РФ, в свою очередь, с начала этого года активизировали переговоры по данной проблеме с представителями Евросоюза, Польши и Литвы. В феврале в Москву приезжал министр иностранных дел Польши Владислав Бартошевский. Тогда же этот вопрос обсуждался председателем Совета ЕС Анной Линд и главой Совбеза Сергеем Ивановым. Проблема Калининграда будет поднята и в ходе намеченного на конец марта визита в Москву президента Литвы Валдаса Адамкуса. А ближайшее обсуждение российского анклава на общеевропейском уровне пройдет в апреле этого года в Люксембурге на конференции по "северному измерению".
По мнению Игоря Иванова, непростая ситуация с Калининградом имеет и определенные плюсы - это "уникальная лаборатория" для отработки новых форм сотрудничества с ЕС. Речь прежде всего идет об экономическом взаимодействии, ведь основным рынком сбыта калининградских товаров и одновременно источником капитала может быть только Европа.
В военно-стратегическом отношении Калининград скоро станет первой территорией России, со всех сторон граничащей со странами - членами НАТО. Ни российская сторона, ни Североатлантический альянс пока не выработали линии поведения в столь необычной ситуации.