Интернет - задача на завтра

Василий Аузан
19 марта 2001, 00:00

Но затягивать с определением стратегии работы банка в Сети не стоит

Из окон офиса Гута-банка, одного из лидеров российского интернет-банкинга, можно наблюдать за скоплением машин и людей возле касс МТС: владельцы мобильных телефонов лично приезжают на Садовую-Каретную, 2, чтобы оплатить телефонные счета, теряя время в пробках и очередях. "В России даже состоятельные люди не привыкли еще ассоциировать потраченное время с деньгами, - рассуждает, глядя на очередь, заместитель директора департамента дистанционного обслуживания Гута-банка Карл Сумманен. - Люди готовы стоять в очереди, чтобы сэкономить несколько рублей, вместо того, чтобы оплачивать коммунальные услуги не выходя из дома. У нас, к сожалению, еще с доперестроечных времен сохранился именно такой менталитет - время не ценят". По словам г-на Сумманена, ситуация изменится лишь через несколько лет, со сменой поколений.

Действительно, основные ожидания банкиров, серьезно занимающихся Интернетом, связаны в основном с будущим. "Это работа на опережение, мы получаем опыт, багаж знаний, который позволит нам в дальнейшем более эффективно конкурировать с другими банками", - говорит Николай Перепечаев, менеджер управления продаж банковских продуктов населению Автобанка. Если динамика экономики еще несколько лет будет положительной, население активнее пойдет в банки, и тогда этот опыт и возможность предоставить клиентам комплексные услуги может оказаться для банка серьезным конкурентным преимуществом. Конечно, пока что значительную долю пользователей Сети составляют "нищие студенты", но скоро они выучатся и начнут зарабатывать, став благодаря своему достатку и активности наиболее интересной для банкиров группой населения.

Этот фактор уже заметен в тех странах, где Интернет появился раньше, чем в России, например в Скандинавии, где поколение студентов образца середины 90-х уже стало состоятельными людьми с высоким уровнем дохода и хорошей технологической подготовкой. Именно этот слой и представляет собой значительную группу пользователей теле- и интернет-банкинга, который в той же Скандинавии казался малоперспективным еще пять лет назад.

Впрок

Под "интернет-банкингом" подразумевается, как правило, обслуживание счетов клиентов-физических лиц через Интернет. Набор услуг, оказываемых банками таким клиентам, уже сейчас достаточно широк. Так, первая из открывшихся в России систем - "Интернет сервис банк" Автобанка - позволяет пользователям покупать и продавать валюту и ценные бумаги, оплачивать коммунальные услуги и услуги операторов связи, совершать переводы, открывать валютные и рублевые депозиты, пополнять карточные счета, получать выписки по всем своим счетам и так далее. Пользователями системы могут стать владельцы счетов в Автобанке, заплатившие порядка тысячи рублей за подключение, но все операции за исключением межбанковских платежей и зачисления на счет безналичных рублей бесплатны для пользователя, а по операциям с валютой даже предоставляется скидка. Сейчас системой пользуются около 2 тыс. человек, оборот по интернет-счетам за февраль составил 55 млн рублей. Еще один лидер в интернет-банкинге, Гута-банк, сумел привлечь к обслуживанию в системе "Телебанк" уже порядка 2,5 тыс. клиентов.

Всего же подобные услуги в России сейчас оказывают порядка двадцати банков, и это крайне мало в сравнении с развитыми странами - США и тем более Северной Европой. Мало и по общему числу клиентов, востребовавших эту услугу, и по их доле в общем числе клиентов банков. Даже у банков-лидеров оно составляет доли процента.

Причины не очень высокого спроса на такого рода услуги и их незначительного предложения довольно банальны. Скептики отмечают все еще сохраняющееся недоверие клиентов к банковской системе в целом и высказывают опасения, что высокотехнологичные не традиционные для российского рынка услуги просто не найдут потребителя. Действительно, если учитывать, что, по данным ВЦИОМ, 27% населения страны ничего не знает про Интернет, что аудитория Сети сгруппирована в основном в Москве и Санкт-Петербурге, да еще собрать воедино все требования, которым должен отвечать потенциальный пользователь интернет-банкинга (несколько неправдоподобный образ молодого, но весьма состоятельного и чрезвычайно занятого человека, сильно озабоченного своим будущим), становится понятно, что такая услуга вряд ли может быть сейчас массовой. Этот факт признают и в банках-активистах. По мнению Николая Перепечаева, число людей, которые могут быть охвачены услугами интернет-банкинга в России, составляет сейчас максимум 20 тыс. человек.

Вместе с тем банковские интернет-проекты весьма требовательны к ресурсам. Российские специалисты оценивают первоначальные затраты банка на одного пользователя онлайн-системы в среднем в 400.600 долларов. Полноценное же технологическое решение обойдется в сумму от 1 до 5 млн долларов в зависимости от размера банка. Плюс к тому необходимо пройти массу бюрократических процедур включая получение лицензии ФАПСИ, которая обходится в десятки тысяч долларов.

По словам председателя правления банка "Менатеп Санкт-Петербург" Виталия Савельева, серьезными сдерживающими факторами развития интернет-банкинга в России остаются и затянувшееся законодательное оформление электронно-цифровой подписи, и недостаточное развитие телекоммуникаций, на доведение которых до европейского уровня потребуется, по оценкам западных специалистов, порядка 50 млрд долларов, и недостаточное количество компаний, предлагающих услуги аутсорсинга.

Неприличный вопрос

Вопрос окупаемости - самый неприятный для всех проектов, связанных с Интернетом; в интернет-среде до недавнего времени его вообще предпочитали не касаться. Банкиры на эту тему рассуждают охотнее. "В интернет-банкинге есть и имиджевый элемент, и коммерческий. Имиджевый заключается в том, что, когда набирается критическая масса банков, предлагающих такую услугу, те, кто такую услугу не предлагает, начинают проигрывать. Они теряют клиентов, и это уже чистый убыток", - считает Карл Сумманен. Доля банков, предоставляющих услуги интернет-банкинга, в общем числе банков сейчас крайне низка, но среди них такие гиганты, как Автобанк, Гута-банк, "Менатеп Санкт-Петербург". Еще один заметный игрок, Альфа-банк, видимо, представит свое решение в ближайшее время. Получается, что сектор крупных банков, работающих с населением, уже довольно сильно "интернетизирован" (если, впрочем, не принимать в расчет особый во всех отношениях Сбербанк), поэтому отсутствие этой услуги означает хоть пока в основном имиджевый, но уже проигрыш.

Вместе с тем есть вполне поддающиеся оценке преимущества, которые может получить банк при добросовестной реализации интернет-решения. Во-первых, это экономия на обслуживании частных клиентов за счет автоматизации этого процесса. По общей оценке, проведение операции с использованием человеческого труда обходится примерно в один доллар (в эту оценку включается и возможность ошибки). При проведении операций через Интернет их стоимость падает до десятка центов, а при больших масштабах (начиная от 50 тыс. человек), выйти на которые в конечном счете и рассчитывают крупные банки, и до нескольких центов.

Стоит, правда, отметить, что серьезной экономии и значительной эффективности проекта можно добиться, если исповедовать комплексный подход к развитию интернет-банкинга. В числе комплексных услуг Виталий Савельев упоминает домашний банк, интернет-трейдинг, систему обслуживания юридических лиц и электронные торговые площадки, электронные магазины и платежные системы для интернет-торговли. Схожую мысль высказывает и директор по стратегии и развитию "КиберПлат.Com", дочерней структуры банка "Платина", Александр Евтюшкин: "Интернет-проект банка окупается за счет косвенных факторов: увеличения активов, привлечения новых клиентов, роста оборотов и транзакционных комиссий, то есть за счет факторов, проявляющихся в других подразделениях банка".

Корпоративный интерес

Крупные организации слабо подвержены веяниям моды, к тому же со своими корпоративными клиентами в отличие от физических лиц банки уже очень давно общаются дистанционно, на Западе - около двадцати лет. В России подавляющее большинство банков также используют системы "клиент-банк", и многие переводят их в Интернет. Сам по себе этот перевод ничего не дает: операции не проходят в онлайне, бухгалтерские системы клиента и банка не интегрируются, но и здесь комплексный подход может принести плоды.

Способность предоставить клиенту интернет-доступ становится реальным конкурентным преимуществом, причем ставка в корпоративном секторе несравнимо выше, чем в ритейле: "Случаев, когда корпоративного клиента удалось бы привлечь исключительно через Интернет, пока нет, но у нас был обратный опыт: если бы мы не предоставили клиенту возможность интернет-доступа, он ушел бы от нас, а это было бы крупной потерей. Пока, конечно, Интернет значит мало, но это как пятьдесят процентов плюс одна акция. В этой комбинации эта последняя дорогого стоит", - рассказывает Евгений Трофимов, директор департамента информационных технологий Росбанка.

Использование Интернета в секторе корпоративных клиентов дает банку сразу несколько преимуществ. Во-первых, это снижение расходов на обслуживание клиентов, обусловленное автоматизацией электронного документооборота. Во-вторых, улучшение качества предлагаемых клиенту продуктов за счет их индивидуальной настройки под его потребности. Третье преимущество - возможность быстрого расширения масштаба деятельности, выхода на региональные и смежные финансовые рынки.

Конечно, воспользоваться этими возможностями в реальности непросто. Для снижения издержек необходимо реорганизовать бизнес-процессы, уменьшить применение ручного труда. Индивидуальная настройка продуктов требует использования банком системы управления взаимоотношениями с клиентами. А расширение масштаба деятельности невозможно без соответствующей технической инфраструктуры - промышленных серверов, сетей. По оценке Евгения Трофимова, пока не более 10% российских банков в достаточной степени автоматизировали бизнес-процессы, чтобы получать дивиденды от электронного бизнеса. А по данным рейтингового агентства "Эксперт РА", хотя более 95% предприятий уже автоматизировали финансы и бухгалтерию, они тоже не вполне готовы к такому способу работы, что во многом связано с непрозрачностью бизнеса и недостаточной квалификацией персонала.

Окупаемость интернет-проекта, предназначенного для взаимодействия с корпоративными пользователями, зависит от конкретных банков и клиентов. По мнению председателя правления Юниаструм-банка и руководителя секции интернет-технологий Ассоциации российских банков Олега Скворцова, в среднем интернет-система создает экономию, когда через нее проходит хотя бы тысяча транзакций. "При десятикратном увеличении количества счетов после кризиса количество операционистов мы увеличили всего вдвое, во многом благодаря интернет-технологиям. Через систему 'Интернет-банк-клиент', которой пользуются в основном юридические лица, проходит десять процентов транзакций. Я думаю, уже эта доля позволяет не увеличивать штат", - говорит Олег Скворцов.

Если говорить о возможности выхода на новые географические рынки, то, хотя в России через Интернет корпоративные клиенты пока не привлекались, примеры экономии на создание и поддержку филиальной сети за счет Интернета уже есть. По утверждению Виталия Савельева из банка "Менатеп Санкт-Петербург", за счет того, что филиальная сеть работает на арендованных каналах и не увеличивает штат, банк экономит около двух с половиной миллионов долларов.

Интернет - и это еще одно его преимущество - может оказаться весьма эффективным при работе в нишевых корпоративных рынках, где место монополиста или доминирующего игрока может оказаться тем более выгодным, чем уже рынок. Так, ИБГ "НИКойл", тестирующий сейчас систему электронного факторинга, отработанную на традиционном торговом бизнесе, рассчитывает с ее помощью совершить серьезный прорыв не только на российском, но и на восточноевропейском рынке.

Стратегия банка в Интернете может быть разной, но если о формах участия банка в электронном бизнесе еще есть время спорить, то со стратегией банкам нужно определяться уже в ближайшем будущем, в этом мнении сходятся все банкиры. Потому что, как говорит Николай Перепечаев, если с выходом в Интернет можно "еще годик подождать, и ничего страшного не будет", то через три-пять ближайших лет не понявший прелести Интернета банк будет просто вытеснен с рынка.

В подготовке материала принимал участие Даниил Африн