Тонущие острова

Павел Быков
19 марта 2001, 00:00

Япония оказалась перед лицом полномасштабного экономического кризиса

Состояние японской экономики в начале марта приблизилось к критическому уровню. Положение настолько серьезное, что японские власти опасаются, как бы развитие ситуации на финансовых рынках полностью не вышло из-под контроля. Фондовый индекс Nikkei на прошлой неделе впервые за последние 16 лет опустился ниже 12-тысячной отметки. Состояние государственных финансов министр финансов Японии Киити Миядзава охарактеризовал как "очень близкое к коллапсу", после чего, правда, извинился перед инвесторами, заявив, что он не вполне правильно выразился. Однако очевидно, что чиновник уровня Миядзавы такими словами не бросается.

Чрезвычайная ситуация

Оснований для пессимизма по поводу перспектив японской экономики действительно более чем достаточно. За год фондовый индекс Nikkei потерял 43% своей стоимости. Это падение, конечно, менее значительно, чем обвал американского индекса NASDAQ, упавшего за год примерно на 60%. Однако в отличие от NASDAQ, отражающего состояние молодых компаний hi-tech сектора, Nikkei включает в себя акции 225 ведущих японских корпораций, составляющих основу экономики страны. Чтобы оценить реальный масштаб падения фондового рынка Японии и его влияние на экономику страны, а также состояние инвесторов и бизнесменов, достаточно представить себе, что Dow Jones упал бы за минувший год с 11 000 до 6300 пунктов (значение конца 1996 года) или S & P 500, отражающий стоимость 500 ведущих компаний США, - с 1530 до 870 пунктов.

Катастрофическая ситуация на фондовом рынке заставила власти принять экстренные меры. На съезде правящей Либерально-демократической партии премьер-министр Иосиро Мори объявил о создании под своим руководством Чрезвычайного экономического штаба. Для поддержки фондового рынка правительство намерено предпринять целый ряд мер. Например, ввести некоторые налоговые послабления для банков, которые до сих пор страдают от колоссальных "плохих" кредитов, доставшихся в наследство от "мыльного пузыря", спекуляций на рынке недвижимости в 80-е годы. Предполагается принять особое законодательство, призванное помочь компаниям избавляться от неэффективных подразделений с минимальными потерями.

Однако планы правительства не вызывают оптимизма у финансистов. И дело не столько в шатком положении нынешнего кабинета, пользующегося рекордно низким доверием избирателей (хотя и это, конечно, сказывается), сколько в нарастающем неверии в возможность быстрых изменений к лучшему. В 90-х годах в Японии сменилось не одно правительство, и принималась и реализовывалась не одна программа по выводу экономики из стагнации. Однако каждая новая программа все больше отягощала государственные финансы, в результате чего государственный долг Японии за десять лет вырос практически с нуля до 130% ВВП, так и не решая при этом структурных проблем японской экономики. Единственным результатом всех этих программ были непродолжительные всплески хозяйственной активности, которые быстро затухали. И ожидать, что кабинет Иосиро Мори или правительство, которое придет ему на смену, смогут добиться быстрых радикальных улучшений, нет никаких оснований.

Спроса нет

В то же время ситуация в японской экономике продолжает ухудшаться. Темпы экономического роста близки к нулю - в третьем квартале ВВП сократился на 0,6%, в четвертом вырос на 0,8%. Но поскольку в январе-феврале 2001 года конъюнктура резко ухудшилась, то аналитики уверенно прогнозируют спад на первое полугодие.

Действительно, внутренних предпосылок для экономического подъема у Японии не видно. объем индивидуального потребления (составляет свыше половины ВВП), которое могло бы стать двигателем японской экономики, сокращается. В последние три месяца 2000 года в сравнении с предыдущим кварталом этот показатель снизился на 0,6%. Падает объем инвестиций, заказы на машиностроительную продукцию в январе по сравнению с декабрем упал сразу на 11,8%. Безработица остается у рекордно высокой отметки в 4,9%, и это при том, что практически не решена проблема избыточной занятости, которая как гиря тянет на дно японские компании. Но, пожалуй, самой главной проблемой является ускоряющееся снижение цен. "Экономика определенно находится в состоянии дефляции. Этот факт невозможно отрицать", - заявил недавно Киити Миядзава. За прошлый год потребительские цены, исключая свежие продовольственные товары, упали на 1,1% - это самые высокие темпы дефляции со времен второй мировой войны. Рассчитывать в таких условиях на возобновление устойчивого экономического роста без глубоких и болезненных структурных реформ сложно.

Внешняя ситуация также складывается не в пользу Японии. Экономика главного торгового партнера, Соединенных Штатов, демонстрирует явные признаки замедления, а это означает снижение экспортных заказов для японской промышленности. Надежд на скорые изменения к лучшему в Америке становится все меньше. И если почти все 90-е годы Япония безуспешно пыталась решить свои проблемы при относительно благоприятных внешних условиях, то теперь ей придется заниматься этим при исключительно неблагоприятной мировой конъюнктуре.