Президентские выборы в Татарии, намеченные на воскресенье 25 марта, по общему мнению, сенсаций не принесут: действующий глава республики Минтимер Шаймиев останется на своем посту. Тем не менее кроме него в гонке участвуют еще четверо. Александр Федоров, вице-мэр города Зеленодольска, выполняет роль дублера - чтобы выборы не сорвались, если остальные трое снимут свои кандидатуры перед самым голосованием. Роберт Садыков - коммунист, и этим все сказано. Депутата Госдумы Сергея Шашурина знатоки казанского расклада считают ставленником от местной "братвы" - на языке избирательного бюллетеня это будет называться "независимый кандидат". А четвертый, Иван Грачев, - тоже думец со стажем, бывший "яблочник", выдвинут демократическим блоком "Равноправие и законность".
Столь богатый выбор для Татарии в диковинку. Все предыдущие избирательные кампании пришлись на период суверенизации, когда с помощью законодательных уловок все подозрительное отсекалось от участия в выборах. Депутат Грачев, например, рассказал историю, как он баллотировался в мэры Казани. Его сняли с гонки как не являющегося гражданином Татарии, и даже наличие казанской прописки в паспорте не смогло убедить местные судебные инстанции. После двух лет тяжбы президиум Верховного суда России признал-таки правоту Грачева, предоставив ему возможность утешаться хотя бы этим. Но выставляться в президенты в 1995 году охоты у депутата уже не было.
В этом смысле сегодня в республике ситуация полегче: и знания татарского языка не требуют, и направить своих представителей в избиркомы позволили, и для сбора подписей отвели вполне божеские сроки. Правда, были случаи, когда доверенных лиц оппозиционных кандидатов вдруг увольняли с работы, случались и незаконные приводы в милицейский участок. Но это, согласимся, мелочи.
Если для республики выборы - мероприятие почти рутинное, то для страны в целом - прецедент: первый в российских пределах случай, когда руководитель региона избирается на третий срок, хотя в законах ясно сказано - не больше двух сроков. Центр согласился на это от бессилия. Как объясняли корреспонденту "Эксперта" в администрации президента, нет смысла запрещать это Шаймиеву и другим. При полной свободе обращения с местным законодательством, тот же Шаймиев может избраться не президентом, а, например, председателем Госсовета - высшего властного органа в республике. А пост главы государства упразднить вовсе - и возразить на это нечего. По протоптанной в Татарии тропинке могут проследовать и все 79 глав других региональных администраций, часть из которых будет избираться даже не в третий, а в четвертый раз. Есть, однако, надежда, что после президента Татарии и двух-трех других влиятельных везунчиков подобная практика может быть остановлена. В Конституционном суде лежит соответствующий запрос, и, по нашей информации, сомнительная норма долго не просуществует.
Что же до татарского президента, то знающие люди утверждают: на удержание властных вожжей его толкает суровая необходимость. Здесь, если угодно, мы наблюдаем casus Ельцина: глава республики опасается уходить, не подыскав себе преемника. Говорят, что в какой-то момент он рассчитывал передать бразды своему сыну, но потом от этой идеи пришлось отказаться. А между тем Шаймиев имеет в республике очень сильную оппозицию во главе с мэром Набережных Челнов Рафкатом Алтынбаевым. Дорвавшись до власти, эта команда, без сомнений, сметет отстроенные Шаймиевым властную инфраструктуру и систему связей. Пару лет назад это едва не случилось: воспользовавшись отсутствием Шаймиева и его людей, отбывших на летний отдых, Алтынбаев сумел взять очередную ротацию в Госсовете под такой плотный контроль, что чуть не переподчинил его себе. Взять власть законным путем - через выборы - он не рискует: нулевой рейтинг. Впрочем, как уверяют наблюдатели, манипулировать результатами выборов в Татарии несложно, и если бы Москва захотела иметь дело с Алтынбаевым, она бы это устроила.
Так или иначе, Шаймиев идет на свой последний мандат. Идет, как получается, больше по необходимости, чем по охоте. Страстный интерес к сохранению своего поста он потерял, как считают наши источники, в тот момент, когда понял, что выйти из состава России его республике не удастся. Сегодня же в отношении воскресных выборов можно задаться лишь одним вопросом: с каким счетом победит патриарх, удерживающий власть в республике почти два десятка лет?