Мебель круглый год

Русский бизнес
Москва, 26.03.2001
«Эксперт» №12 (272)
На российском мебельном рынке заметно выросла доля импорта. Наши производители рискуют проиграть в конкуренции с иностранцами

Пробил час расплаты. В прошлом году импорт мебели в Россию резко увеличился, приблизившись к докризисному уровню, то есть заняв почти половину рынка.

Правда, проблема обостряющейся конкуренции с иностранными производителями касается не только мебельщиков. "Эксперту" уже приходилось писать о том, что в кондитерской промышленности западные компании почти вытеснили отечественные из самого прибыльного шоколадного сегмента. На рынке стиральных порошков немецкий Henkel стал чуть ли не монополистом, купив самый крупный российский завод "Пемос". Даже на рынке овощных и фруктовых консервов у нас теперь не все благополучно. Казалось бы, помидоров и огурцов мы и сами можем накрутить. Ан нет. Чужеземных банок ввозят все больше и больше. Только за прошлый год импорт консервированных овощей и фруктов вырос на 36%.

Однако в отличие от кондитеров и производителей стиральных порошков иностранные мебельщики не очень-то собираются инвестировать в местную мебельную промышленность. Так, из 400 млн долларов, которые знаменитый мебельный гигант IKEA планирует потратить в ближайшие годы в России, только 10 млн будут вложены в производство. Из этого следует, что, если российские производители не смогут сейчас придумать новую рыночную стратегию, существование мебельной отрасли как таковой в нашей стране будет поставлено под вопрос.

Впрочем, нам к такого рода катастрофам не привыкать.

Новейшая история мебели

Нечто похожее уже было, когда в начале 90-х годов в страну стали везти красивые итальянские "стенки", немецкие столы и финские кровати. объемы производства отечественных мебельщиков сразу же резко сократились. Доля импорта, например, в 1995 году составляла 70% (см. график 1). В сравнительно богатых Москве и Санкт-Петербурге российская мебель практически перестала продаваться.

Тогда российских мебельщиков спасло воровство. Немного почесав в головах, они начали копировать дизайнерские и технологические идеи своих иностранных конкурентов, используя в производстве в основном импортные комплектующие. Уже в середине 90-х на рынке появились а-ля итальянские спальни из ДСП, обклеенные пленкой под дуб и с пластмассовыми вензелями на тумбочках и спинках кроватей.

Постепенно отечественные мебельщики достигли настоящих вершин плагиата. Нашим специалистам достаточно стало утром увидеть фотографию какого-нибудь модного дивана, чтобы вечером сделать его точную копию. А благодаря невысоким ценам российские клоны итальянской, немецкой и испанской мебели быстро полюбились покупателю. Уже в 1997 году доля импортной мебели снизилась до 50%. Российским производителям в том году удалось произвести товара на 600 млн долларов в розничных ценах (см. график 2).

После кризиса 1998 года ситуация на рынке улучшилась еще более радикально. Теперь иностранные производители оказались в положении бедных родственников. По данным Российской ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности, доля импортной мебели на рынке снизилась в два раза и составила 25-27%. Производство на российских фабр

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (272) 26 марта 2001
    Американский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама