Bars - конкурент ПАЗа

26 марта 2001, 00:00

Шведское предприятие Scantat-Alabuga, "дочка" компании Scantat AB (официального дилера Volvo-Penta), объявило об открытии производства городских автобусов на территории свободной экономической зоны "Алабуга" в городе Елабуге (Татарстан). Новый автобус, названный производителями Bars, собирается на базе шасси КамАЗа. Он оснащен семицилиндровым двигателем Volvo-Penta и лицензионной коробкой передач (производитель АО "Казанское моторостроительное производственное объединение", лицензия германской фирмы Voith). По словам гендиректора Scantat-Alabuga Виктора Цитуркопа, до конца года предприятие рассчитывает продать около 200 машин, стоимость которых составит 65-70 тысяч долларов. В течение ближайших четырех лет объем производства планируется увеличить до 600 машин в год.

Новое автобусное производство в Елабуге окажется на одном товарном рынке с Павловским автобусным заводом (ПАЗ), где в сентябре прошлого года были введены в действие мощности по выпуску автобусов большого и среднего класса. Они позволяют собирать ежегодно 800 автобусов ПАЗ-5272, предназначенных главным образом для междугородных перевозок. Отпускная цена такого автобуса на шасси и с дизельным двигателем КамАЗа составляет 1,5 млн рублей (около 50 тысяч долларов).

По словам заместителя гендиректора по сбыту ПАЗа Владимира Бережного, потенциальный спрос на большие автобусы практически неограничен, однако до сих пор платежеспособность государственных автопредприятий, которые являются основными заказчиками, была крайне низкой. Сегодня сбыт больших автобусов ПАЗа в основном приходится на Татарстан, в обмен на поставки шасси с КамАЗа. Расчет производится в соотношении "два шасси - один автобус". Таким образом, ПАЗ поставил в Татарстан 32 автобуса из 70, выпущенных с осени прошлого года. Дальнейшее увеличение выпуска автобусов будет во многом определяться поиском платежеспособных заказчиков. Гендиректор Scantat-Alabuga также сообщил, что сейчас предприятие работает "под заказ", а в перспективе планирует продавать междугородные автобусы частным компаниям. То есть в будущем руководство обоих предприятий собирается сделать ставку на систему продаж.

А пока шведский завод противопоставляет ПАЗу более высокое качество своей продукции (так, двигатель Volvo, рассчитан на срок эксплуатации в шесть раз больший, чем двигатели КамАЗа). Что касается ценового преимущества ПАЗа, которое составляет сегодня 15-20 тысяч долларов, то в ближайшее время оно может уменьшиться. Дело в том, что КамАЗ в начале этого года поднял отпускную цену с 24 тысяч долларов до 30 тысяч, и договориться о возвращении к прежним ценам поставок ПАЗу пока не удалось.