Хай-тек подморозило

Международный бизнес
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)
Не технологические новинки, а кризис новой экономики стал лейтмотивом выставки CeBIT-2001

Ганноверская погода не настраивала на оптимистический лад. Хмурое небо, промозглый ветер, проливной дождь, сменяющийся снежной поземкой. Высаженные к открытию CeBIT нарциссы опустили головки: бутоны так и не распустились.

Под стать погоде был и общий настрой участников. Кризис на NASDAQ коснулся не только e-бизнеса и США. Трясет всю мировую IT-индустрию. Некоторые компании сократили число своих стендов, да и посетителей стало поменьше. Фирменные папочки, в которые транснациональные корпорации обычно вкладывали информацию о новых миллиардных слияниях и многомиллионных поставках, изрядно похудели. Расстроилась даже техника: несмотря на демонстрацию высокоскоростного доступа в Интернет и супермощных оптических кабелей на стендах компаний, журналисты часами не могли отправить электронную почту или дозвониться по мобильному до редакции. Репортажи с CeBIT по немецкому телевидению шли в сопровождении "бегущей строки", показывающей изменение курса акций, - напротив позиций всех героев дня одни минусы.

Сказать, что выставка вовсе не удалась, конечно, нельзя. Никто из значимых игроков не исчез, все они представляли новинки. Однако амбиций у участников явно поубавилось. Если год назад на каждом стенде красовался логотип "E", обозначающий электронный бизнес, то теперь налицо был поворот от виртуальной экономики к реальным продуктам. В прошлом году народ дивился часам, которые через Интернет открывали дверцу автомобиля, а теперь гораздо больший ажиотаж вызвали новые модели мобильных телефонов. Если в 2000 году один из идеологов всеобщей интернетизации американский производитель сетевого оборудования Cisco Systems свалил в кучу на своем стенде обыкновенные телефоны, чтобы подчеркнуть бесперспективность традиционной голосовой связи, то теперь компания воздержалась от экстравагантных шагов и сосредоточилась на решениях для малого и среднего бизнеса.

Деньги кончились

Первая пресс-конференция сразу настроила на серьезный лад. "В индустрии тяжелые времена, темпы строительства крупных магистральных сетей снизились, развитие коммерческих операторов местной связи в США замедлилось, dot-coms have become dot-gones (непереводимый каламбур, означающий смерть новых интернет-компаний. - 'Эксперт'), - так начал свою речь Бен Фервааен, вице-президент одного из крупнейших производителей оборудования связи Lucent Technologies. - Мы ожидаем, что клиенты на нашем рынке потратят в 2001 году 250-270 миллиардов долларов, тогда как раньше объем рынка телекоммуникационного оборудования на этот год оценивался в 300 миллиардов". Не отставал от г-на Фервааена и его коллега из другого телекоммуникационного гиганта - шведской Еricsson. Скандинавы предприняли отчаянную попытку сгладить впечатление от речи их шефа - включили веселую музыку, накормили журналистов перед пресс-конференцией вкусным обедом. Но бравурные марши не смогли заглушить металлического голоса топ-менеджера, рассказывающего о проблемах компании и индустрии в целом.

Вышедший на трибуну вице-президент Ericsson Торбьон Нильсс

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама