Хай-тек подморозило

Елена Рыцарева
2 апреля 2001, 00:00

Не технологические новинки, а кризис новой экономики стал лейтмотивом выставки CeBIT-2001

Ганноверская погода не настраивала на оптимистический лад. Хмурое небо, промозглый ветер, проливной дождь, сменяющийся снежной поземкой. Высаженные к открытию CeBIT нарциссы опустили головки: бутоны так и не распустились.

Под стать погоде был и общий настрой участников. Кризис на NASDAQ коснулся не только e-бизнеса и США. Трясет всю мировую IT-индустрию. Некоторые компании сократили число своих стендов, да и посетителей стало поменьше. Фирменные папочки, в которые транснациональные корпорации обычно вкладывали информацию о новых миллиардных слияниях и многомиллионных поставках, изрядно похудели. Расстроилась даже техника: несмотря на демонстрацию высокоскоростного доступа в Интернет и супермощных оптических кабелей на стендах компаний, журналисты часами не могли отправить электронную почту или дозвониться по мобильному до редакции. Репортажи с CeBIT по немецкому телевидению шли в сопровождении "бегущей строки", показывающей изменение курса акций, - напротив позиций всех героев дня одни минусы.

Сказать, что выставка вовсе не удалась, конечно, нельзя. Никто из значимых игроков не исчез, все они представляли новинки. Однако амбиций у участников явно поубавилось. Если год назад на каждом стенде красовался логотип "E", обозначающий электронный бизнес, то теперь налицо был поворот от виртуальной экономики к реальным продуктам. В прошлом году народ дивился часам, которые через Интернет открывали дверцу автомобиля, а теперь гораздо больший ажиотаж вызвали новые модели мобильных телефонов. Если в 2000 году один из идеологов всеобщей интернетизации американский производитель сетевого оборудования Cisco Systems свалил в кучу на своем стенде обыкновенные телефоны, чтобы подчеркнуть бесперспективность традиционной голосовой связи, то теперь компания воздержалась от экстравагантных шагов и сосредоточилась на решениях для малого и среднего бизнеса.

Деньги кончились

Первая пресс-конференция сразу настроила на серьезный лад. "В индустрии тяжелые времена, темпы строительства крупных магистральных сетей снизились, развитие коммерческих операторов местной связи в США замедлилось, dot-coms have become dot-gones (непереводимый каламбур, означающий смерть новых интернет-компаний. - 'Эксперт'), - так начал свою речь Бен Фервааен, вице-президент одного из крупнейших производителей оборудования связи Lucent Technologies. - Мы ожидаем, что клиенты на нашем рынке потратят в 2001 году 250-270 миллиардов долларов, тогда как раньше объем рынка телекоммуникационного оборудования на этот год оценивался в 300 миллиардов". Не отставал от г-на Фервааена и его коллега из другого телекоммуникационного гиганта - шведской Еricsson. Скандинавы предприняли отчаянную попытку сгладить впечатление от речи их шефа - включили веселую музыку, накормили журналистов перед пресс-конференцией вкусным обедом. Но бравурные марши не смогли заглушить металлического голоса топ-менеджера, рассказывающего о проблемах компании и индустрии в целом.

Вышедший на трибуну вице-президент Ericsson Торбьон Нильссон первые двадцать минут своей речи говорил не о новинках и приобретениях более слабых игроков, а о трудностях на рынке мобильной связи: "Абоненты малодоходны, операторы заплатили деньги за лицензии на третье поколение мобильной связи и теперь финансово обескровлены, прогноз рынка сотовых телефонов GSM пришлось корректировать в сторону уменьшения (ожидалось, что в 2001 году будет продано 450-520 миллионов штук, а теперь никто больше 405-410 миллионов не планирует)". Пресс-служба Ericsson в отличие от Lucent даже не дала распечатку речи своего босса. А зря. Те ньюсмейкеры, которые не говорили о проблемах сами, нарывались на вопросы въедливых журналистов типа: "А как вы прокомментируете динамику ваших акций на NASDAQ?"

Индустрия резко замедлила свое развитие в самый неподходящий момент. Ведь сейчас должен происходить качественный технологический скачок сразу по нескольким направлениям: от узкополосных сетей доступа к конечному абоненту к широкополосным, от коммутации каналов к коммутации пакетов, от второго поколения мобильной связи к третьему. Переход на новые технологии требует огромных денежных вливаний, а средства кончились.

Азиатам лучше

Ходишь по выставке, видишь сотни новых телефонов GSM, десятки аппаратов с GPRS (технология высокоскоростной передачи данных в Интернет с мобильного телефона), невероятные прототипы устройств третьего поколения. Бассейн, настоящие волны и серфингисты у Siemens, загадочно мигающие "говорящие кубы" у Ericsson, видеоконференции с абонентами на другом конце Земли, "мобильные" длинноногие красавицы, даже роботы на ходулях. Казалось бы, все идет своим путем. Но иллюзии развеиваются, когда поговоришь с операторами.

Молодой человек на стенде немецкой компании Т-Мobil достаточно откровенен: сеть GPRS построена уже в прошлом году, да все никак не могли запустить - не было телефонов. Сейчас на выставке устройств много, но реально в сети работает только одно - компании Motorola. Скорость передачи данных сейчас составляет всего 20 Кбит в секунду. Конечно, в два раза больше, чем в GSM, но гораздо ниже обещанных 100 Кбит.

Зато корейцы и японцы чувствовали себя на CeBIT именинниками. Европейцы еще только планируют мобильный доступ в Интернет, а японский оператор NTT DoCoMo уже имеет 20 млн абонентов. Европейские операторы мучаются с GPRS, а японцы в мае уже вводят сеть третьего поколения UMTS, корейцы планируют проделать это летом, но по другой технологии - CDMA2000.

Впрочем, кроме срока запуска, японский оператор NTT DoCoMo не сообщил на выставке никаких подробностей. Поставщик сетевой инфраструктуры содержится в тайне. Единственная представленная полностью готовая к выпуску модель телефона UMTS, разработанная японской же компанией NEC, лежит под большим стеклянным колпаком. Может, такие предосторожности и оправданны - ведь у европейцев и американцев пока ничего с телефонами третьего поколения не получается.

Даже в мр3 азиаты европейцев уели. Лидер среди производителей сотовых трубок - Nokia - планирует выпустить музыкальный интернет-телефон только летом-осенью этого года, а азиаты уже давно реализовали такую услугу на своем рынке. Для европейского рынка Sony представила первый музыкальный сотовый телефон GSM, аудиоинформация на котором хранится в специальном миниатюрном записывающем устройстве - Memory Stick. Музыку на него можно скачать с любого аудиоцентра Sony, а потом вставлять не только в телефон, но и в плейеры, часы и во что еще душа пожелает.

Верность традициям

Как всегда на CeBIT, на стендах было много всевозможных прототипов устройств будущего. Но, кажется, уже и сами производители не воспринимают их всерьез. Больше всего посетители интересовались уже проверенными рынком продуктами.

"Пять лет назад операторы приходили к нам и говорили: постройте нам сеть, - вспоминает вице-президент Lucent Technologies по Европейскому региону Хари Харан. - Подразумевалось, что если создана инфраструктура, деньги польются сами собой. Прошло пять лет, но прибыль не появилась. В среднем сейчас вложения операторов растут на 20 процентов в год, а доходы всего на 10 процентов. И заказчики требуют от нас решений, позволяющих эффективнее использовать уже действующую сеть". Например, придумать новые услуги, чтобы получить деньги от интернет-пользователей, которые уже "подсели" на бесплатный доступ (такой сервис есть в США и некоторых странах Европы). Lucent Technologies и другие производители предлагают оборудование, которое позволит операторам подключать новые высокодоходные виды сервиса: делать доступ быстрее, чем обычно, предоставлять по запросу музыку и видеопродукцию, передавать по IP-сетям голос (это будет дешевле, чем по обычным каналам, но уже не бесплатно).

Американский производитель оборудования учрежденческой связи Avaya Communications тоже не стала ставить крест на IP-сетях. И это при том, что выпускаемая ею традиционная учрежденческая АТС Definity, изобретенная в знаменитой Bell Labs, считается одной из лучших и надежнейших в своем классе. "Что вы рекомендуете новым клиентам? Строить универсальную внутрикорпоративную IP-сеть или использовать традиционную голосовую технологию?" На этот вопрос "Эксперта" представитель Avaya не дал однозначного ответа: "Это зависит от того, какого трафика больше у заказчика, насколько его внутренняя сеть обеспечена теми или иными каналами, насколько имеющаяся IP-инфраструктура позволяет гарантировать качество голоса и так далее. Главное, у нас есть и то и другое, все совместимо и хорошо управляется". Впрочем, чтобы на смену обыкновенным десятидолларовым телефонам в ближайшее время повсеместно пришли IP-телефоны, которые пока стоят около 500 долларов, верится с трудом.

В целом, несмотря на кризис новой экономики, производители не отказались от совершенствования интернет-технологий, вернее, сетей, использующих интернет-протокол IP. Но позиционируется теперь эта услуга уже не как универсальная среда будущего, а как еще одно средство связи между конечными пользователями. Разумно, что на рынке появились системы, которые позволяют собирать в одном месте трафик, идущий и по беспроводным сетям, и по IP-сетям (будь то голос или данные), с обычных и высокоскоростных модемов, сортировать его и оптимальным образом направлять к месту назначения (такие продукты на выставке демонстрировали Lucent Technologies и Alcatel).

По-прежнему перспективным считается развитие технологии ADSL, позволяющей по обычным медным телефонным проводам увеличивать скорость доступа в Интернет в десятки раз. "При правильном маркетинге и развитии услуг сеть окупается за два-три года", - считает одни из руководителей Alcatel Мартин де Прикер. Аналитики на ближайшие четыре года прогнозируют рост этого рынка на 40-45% в год.

Действующие сети сотовой связи стандарта GSM тоже не исчерпали своих возможностей. Siemens представил GSM-часы, на которых можно принимать звонки и набирать номер голосом. Совместить часы и мобильник производители пытались и на прошлой CeBIT, но дальше единственного экземпляра дело не пошло. Модель немецкой компании, на мой взгляд, сделана достаточно разумно. "На выставке наши часы вызвали ажиотаж, - рассказал 'Эксперту' представитель компании, - интерес проявил даже бундесканцлер. Так что мы наверняка начнем массовый выпуск". Немецкий сотовый оператор Е-Plus представил новинку - автоматический голосовой набор. Набираешь несколько цифр, и специальный автоответчик начинает вести с тобой беседу: захочешь - вызовет нужного человека из твоей адресной книжки в телефоне, продиктуешь просто номер по цифрам - сам наберет, попросишь послушать голосовую почту - сделает и это. Пока эта услуга находится в опытной эксплуатации, и автоответчик очень часто говорит, что не понял, и просит повторить еще. Так и представляется обвешанная сумками домохозяйка, возвращающаяся домой и что-то безуспешно бормочущая в микрофончик.

Русские выглядели неплохо

Наш министр связи на выставку не приехал (это ведомство представлял первый заместитель министра Юрий Павленко), зато живейший интерес к телекоммуникациям проявил глава МПС Николай Аксененко. Он с солидной делегацией железнодорожников посетил почти всех крупнейших производителей оборудования. На стенде "Транстелекома", фаворита МПС, на внушительных размеров карте России светилось изображение евроазиатской волоконно-оптической сети компании. Неосведомленный посетитель не догадывался, правда, что в реальности сеть не достроена и нарисованных выходов на европейские и азиатские каналы еще нет. Впрочем, финансирование МПС ведет исправно, а клиентов на транзит трафика уже сейчас хоть отбавляй. Примечательно, что стенд "Транстелекома" посетили фактически все международные магистральные операторы вплоть до австралийских.

Если не считать представителей офшорного программирования, лишь две наши софтверные фирмы активно предлагали свои конечные продукты: ABBYY и "Лаборатория Касперского". "Мы преследуем на выставке три цели: продвижение брэнда, встречи с существующими партнерами и поиск новых, - отмечает генеральный директор ABBYY Сергей Андреев. - Последнее реальнее сделать именно на CeВIT. Здесь посетитель гораздо 'качественнее' и серьезней, чем на российских выставках". В прошлом году произошло слияние нескольких крупных западных игроков на рынке распознавания изображения, где работает ABBYY. Однако вместо синергетического эффекта произошла сумятица. Ей и воспользовалась ABBYY, начав в середине 2000 года мощную экспансию за рубеж. Сейчас ее продукты имеют 20% немецкого и восточноевропейского рынка, компания - монополист на Украине. К концу 2002 года она планирует занять половину рынка Восточной Европы. Сейчас ABBYY две трети своей продукции продает вне России. У "Лаборатории Касперского" доля продаж в России тоже невелика - 40%.

В целом, если не обращать внимания на как всегда убогие экспозиции Миннауки м Минсвязи, то впечатление от русских было неплохим. Конечно, их было мало, но отрадно, что сформировалась группа отечественных компаний - завсегдатаев CeВIT, которые уже давно действуют на западном рынке и знают, что можно получить от выставки за эти семь безумных дней.

"На выставке операторы не увидели главного"

Тревожными мыслями, навеянными CeBIT, поделился директор службы новых технологий и услуг МТС Шагит Резников

- Шагит Тимофеевич, что операторы увидели, а чего не увидели на выставке?

- На выставке все операторы не увидели главного - действующей модели телефона третьего поколения. Впрочем, и предшествующие ей системы тоже не удовлетворяют компании. GPRS - технология сырая, и по уровню она оказалась ниже, чем ожидалось. Проблемы с WAP и с GPRS охладили интерес европейских операторов к системам третьего поколения. Их скепсис подтверждается финансовыми расчетами. Одна шведская компания, имеющая четыре тысячи базовых станций GSM, подсчитала: для того, чтобы построить такую же по покрытию сеть 3G, надо десять тысяч базовых станций. Так что, если даже не брать в расчет цену лицензии, стоимость сети третьего поколения оказывается во много раз больше. А если вспомнить о многомиллиардных ценах на частоты? Недаром коллеги из банковской сферы всех владельцев лицензий на третье поколение заносят в черный список.

- Судя по представленным здесь прототипам устройств третьего поколения, разработчики идут в правильном направлении?

- Разработчики первоначально не учли многих физиологических особенностей человека. В сетях второго поколения, например GSM, основная услуга - передача голоса, этот аппарат человека уже достаточно хорошо изучен. Планируется, что в сетях третьего поколения будет передаваться картинка. И тут выяснилось, что людей с дефектами зрения в мире гораздо больше, чем с дефектами слуха, и большая группа пользователей просто не увидит, что там происходит на маленьком экранчике. Кстати, согласно исследованиям физиологов, всем людям вне зависимости от остроты зрения, комфортнее смотреть изображение на большом экране. Не случайно и телевизоры, и мониторы компьютеров становятся все больше.

Вторая проблема с картинкой - очень трудно что-то считывать и оставаться при этом мобильным. Или ты смотришь себе под ноги, или на экран. В автомобиле это вообще опасно. Так что услуга передачи изображения по сотовой сети нужна только тем, кого возят в автомобиле. А таких не так уж много. Причем, как показывают испытания сетей третьего поколения, скорости получаются медленнее, чем ожидалось, никакого видео реально не передашь. Картинка приходит плохая, сбои, полосы, хрипы.

Допустим, через сеть третьего поколения мы скачиваем фильм на компьютер, чтобы потом записать на DVD. Lucent вместе с одним европейским оператором прикинула тарифы и посчитала, что стоимость одной только перекачки составит тридцать четыре доллара. Не говоря уже о плате за сам фильм. Не легче ли купить простую видеокассету?

- Трудности с оборудованием и финансами исчерпывают проблемы операторов третьего поколения?

- Нет. Главное, что 3G требует перестройки всей бизнес-модели компании. Сейчас операторы умеют продавать только эфир, получают доходы за счет трафика. В третьем поколении в модели абонент-оператор появляется третье лицо - контент-провайдер. По некоторым оценкам, именно эта третья сторона будет получать около 80 процентов доходов.

Кроме того, например, в том же случае кинофильмов, я очень сомневаюсь, что монстры шоу-бизнеса захотят продавать свой товар по сетям сотовой связи. При том что, судя по нынешнему состоянию технологии, эти продукты не будут защищены от тиражирования. Или, например, услуга электронной коммерции. Телевизионный "магазин на диване", только по мобильному телефону. Во-первых, экранчик маленький, товар не разглядишь, во-вторых, при подтверждении покупки, электронный магазин сразу же списывает деньги со счета абонента. А если доставленный товар не понравится? Процедура возврата средств, судя по опыту моих британских коллег, пока не продумана, абонент не защищен. Как говорил мой коллега из "Моторолы", есть вероятность, что на третьем поколении можно заработать очень большие деньги, но гораздо большая вероятность потерять очень большие деньги.