Управление за горизонтом полномочий

В последние месяцы власть проявила невиданную активность по части генерации стратегических решений. Качество их далеко не бесспорно, но внутренняя энергетика потрясает

Напомним уважаемым читателям, что в первом номере за этот год наш журнал констатировал: спрос на услуги государства предъявлен. Предъявлен и бизнес-сообществом страны, и населением, и даже отчасти самим государственным аппаратом. Спрос этот предъявлен прежде всего в сфере стратегического управления экономикой, инновационным потенциалом, более четкого позиционирования России в общемировом экономическом пространстве.

Похоже, власти приняли вызов.

На наш взгляд, проще всего дались решения глобальные. Заранее предсказанное охлаждение политических отношений с США после смены там администрации явно подтолкнуло Россию к расширению контактов на Юге, на Востоке и в Европе. Глобальный экономический кризис дал шанс активизации интеграционных процессов в СНГ. Все-таки экономики соседей сильно зависят от экономики России, а у нас пока кризис не разбушевался. Рубль неуклонно крепнет, поддерживая экспансию российского капитала на сопредельные территории и укрепляя позиции России как одного из крупнейших кредиторов на пространстве бывшего СССР.

Впрочем, разбираться с внешними аспектами всегда несколько проще. Там более широкое поле для маневра, и вообще время от времени менять внешний курс - это общепризнанный в мире алгоритм поведения. Да и геопланетарное экономическое развитие носит циклический характер с периодичностью около десяти лет. Иными словами, позиции во внешней проблематике во всем мире хорошо укладываются в двойной президентско-парламентский цикл и редко переходят по наследству.

Другое дело стратегические решения в области национального экономического развития и управления инновациями. Тут базовые решения надо принимать с расчетом лет на двадцать, то есть осуществлять планирование за пределами своих властных полномочий. Для власти это тяжелое испытание. Все мы стали свидетелями того, как в 90-х власти отмахнулись, как от лишней головной боли, и от проблемы "газовой паузы", и от космической программы, и от образования etc. Всего не перечислить. Иными словами, было доказано, что, перефразируя Клемансо, экономическая стратегия слишком серьезное дело, чтобы поручать его политикам.

Но буквально за три месяца этого года ситуация с экономическим программированием кардинально изменилась. Практически завершено формирование пакета программ с горизонтами в пятнадцать-двадцать лет. По энергетике, пенсионной реформе, реформе ЖКХ, военной реформе и по программе развития вооружений. Идет работа над вторым этапом налоговой реформы.

Не позже чем на май-июнь намечено принятие второго - инструментального - пласта стратегических решений: по реструктуризации РАО "ЕЭС России", МПС и оборонного комплекса.

Одновременно правительство реализует третий - проектный - пласт решений, ориентированных на долгосрочную перспективу. Перечислим лишь несколько мегапроектов, которые осуществляются либо госкомпаниями, либо под непосредственным патронажем госструктур и которые в последнее время получили второе дыхание и изрядное финансирование: железнодорожный "мост" Токио-Берлин, произво

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама