Континентальная Достаточность

Политика
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)
Опереться на Запад, нейтрализовать Восток и расширяться на Юг

У Москвы сейчас появилась редкая возможность вести себя достойно. Конкретно - более достойно, чем Вашингтон с его новой республиканской администрацией. На фоне громкой риторики, исходящей из Белого дома, Пентагона и других американских учреждений, Россия может теперь дипломатично отступить, дать хлестким "ударам" повиснуть в воздухе, а тем временем определить собственную позицию в меняющемся мире, адекватную своим интересам и возможностям.

Именно так, судя по всему, ведет себя в создавшейся ситуации российский президент. Его "асимметричная" вербальная реакция проявилась, в частности, в сюжетах со шпионским скандалом, высылкой российских дипломатов, посадкой Пал Палыча и т. д. "Все образуется" - таков лейтмотив немногих и немногословных заявлений президента Владимира Путина последних недель по проблематике отношений с США.

Нежелание Москвы драматизировать неприятные для нас ситуации (в том числе с приемом госдеповцами эмиссара Масхадова) дает основания надеяться, что новой холодной войны не будет. Не будет, несмотря на явное желание "ястребов" в обоих лагерях возродить некое ее подобие и на этом заработать политические и иные дивиденды.

Если Вашингтон и хочет нас "загнать в угол", то поле для отступления у России вполне достаточное. Собственно говоря, это очень большой континент, называющийся Евразия.

Техасские рефлексы

Джордж Буш-младший начал с укрепления своего "СНГ": его первая встреча на высшем уровне с лидером другого государства и первый зарубежный визит пришлись на соседей по Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА) - Канаду и Мексику.

Путин занимается примерно тем же: делает упор на укреплении взаимодействия с ближайшими соседями по постсоветскому пространству, с Европой, с главными азиатскими партнерами (Корея, Китай, Вьетнам, Иран, Япония).

С точки зрения американских практических - то есть касающихся прежде всего экономики - интересов было бы нелогично, если бы Буш предпочел своим соседям, скажем, Китай или Россию. По объему двусторонней торговли с США Россия стократно (!) уступает Канаде и Мексике; у Китая этот показатель примерно в десять раз меньше, чем у соседей США.

Мотивация российских телодвижений в каждом конкретном сюжете имеет свои нюансы, но в целом она также базируется на доминанте конкретных (иногда, правда, слишком прагматичных) экономических интересов и соображений укрепления безопасности по всему периметру границ.

Американцы заявляют, что в 90-е годы потратили на российские реформы и демократию порядка 50 млрд долларов, взамен не "получили" ничего, даже полного представления, куда подевались эти деньги. В этих упреках немало справедливого. Но, с другой стороны, разве можно было всерьез надеяться, что Россию после 70 лет коммунизма можно было вызвать к "новой жизни" за такой короткий срок? В Восточную Германию, несравненно меньшую и изначально более продвинутую, чем мы, ФРГ за тот же период вложила на порядок большие деньги, и неизвестно, сколько еще надо будет вложить...

Европейцы в отличие от США в б

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама