Крошки горбушки

Русский бизнес
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)
Одними лишь административными методами пиратов не победить

Ликвидированная под лозунгом борьбы с пиратством Горбушка, крупнейшая в России воскресная ярмарка аудио-, видео- и мультимедийной продукции, оставила после себя хоть и спорное, но немалое наследство. И пока крупные игроки ведут борьбу за ее раскрученную марку и многотысячную толпу привыкших к дешевым кассетам и дискам покупателей, сотни ларьков и палаток расползаются по переходам метро и людным улицам, продолжая торговать все теми же компакт-дисками неясного происхождения. Одна из таких точек расположилась в ста метрах от капища борцов за защиту авторских прав, Российского авторского общества.

Наследство

Лет десять назад Дом культуры имени Горбунова при ГКНПЦ имени Хруничева был известен просто как место воскресных встреч клуба филофонистов, здесь не столько продавали пластинки и кассеты, сколько обменивались ими. Говорят, это было единственное в Москве место, где коллекционеров не гоняли, а еще говорят, что рынок продержался так долго на одном месте во многом благодаря покровительству прежнего директора ГКНПЦ Анатолия Киселева.

Как бы то ни было, со временем имя "Горбушка" стало для москвичей и приезжих столь же привычным, как "Детский мир" или ГУМ. Оно не просто прилипло к языку - уже много лет это настоящий брэнд, созданный и раскрученный основанным еще в 1996 году одноименным ООО, за которым, как утверждал на последних слушаниях в Московской городской думе учредитель этой компании Грант Григорян, эта марка и закреплена. О популярности Горбушки как рынка можно судить хотя бы по количеству посещавших ее покупателей - в пиковые часы нагрузка достигала 4,5 тыс. человек, дело доходило даже до того, что на Филевской линии метро в выходные приходилось увеличивать интенсивность движения поездов. Об известности марки Горбушки свидетельствует то, что этот рынок успешно соперничал с крупными московскими концертными площадками: с бесплатными, стоит подчеркнуть, концертами здесь выступили за последние три года все без исключения популярные российские рок-группы.

Но имя - лишь одна часть наследства Горбушки. Вторая - реально крутившиеся на этом рынке большие деньги. Филофоническое прошлое сильно отличало Горбушку от других рынков подобного типа, например от радиорынка в Митине. Вплоть до последних дней жизни Горбушки у работавших там продавцов можно было и проконсультироваться относительно новинок, и купить или заказать редкие в России фильмы и диски, которые иначе найти было просто невозможно. Но и массового товара здесь хватало. В последний год на этом рынке работало от 700 до 1200 точек, на которых сменяли друг друга 2,5 тыс. продавцов, представлявших порой довольно серьезных производителей и поставщиков, - для последних Горбушка была вроде термометра, позволявшего измерить спрос. Суммарный месячный оборот по оптовым и розничным операциям на "музыкальной" Горбушке составлял, по разным оценкам, от 10 до 20 млн долларов. И это не считая крупного опта, сразу направлявшегося в регионы, а то и за рубеж: следствие, начатое американскими властями по делу магаз

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама