Smirnoff, go home

Русский бизнес
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)

В конце марта один из самых громких "марочных" конфликтов в России - дело о марке "Смирнов/Smirnoff" - получил новое неожиданное развитие. Постановлением Краснодарского краевого суда от 22 марта производство и продажа водки Smirnoff на территории России запрещены. И хотя владелец марки международная компания Guinness UDV обратилась в Верховный суд РФ с просьбой отменить запрет, отныне и на неопределенное время российский рынок для водки Smirnoff закрыт.

Противостоянию между двумя марками скоро исполнится десять лет. В конце апреля 1991 года свои права на брэнд "Смирнов" на постсоветском пространстве заявил Борис Смирнов, потомок известного дореволюционного заводчика Петра Арсеньевича Смирнова. Производитель же водки Smirnoff (тогда это была американская компания Heublein) отстал с регистрацией ровно на один месяц. Это и определило развитие конфликта. За прошедшее десятилетие марка "Смирнов/Smirnoff" повидала многое: и бесчисленные судебные разбирательства, и "размножение" (в России насчитывается около 80 зарегистрированных "алкогольных" марок, содержащих фамилию Смирнов), и даже дискламирование (лишение правовой охраны) слова "Смирнов" как якобы "хвалебного". Но от этого ничего не менялось. Дело в том, что запретить использование зарегистрированной марки возможно лишь в случае аннулирования ее регистрации в патентном ведомстве РФ. А этого пока не случилось ни с одной из "смирновских" марок. И вот теперь "Торговому дому 'П. А. Смирнов'" удалось взорвать ситуацию. Недавним решением Краснодарского суда впервые права владельцев одного товарного знака были защищены без аннулирования прав на спорный товарный знак.

Причин лобовой атаки на водку Smirnoff со стороны владельцев "Смирнова" может быть несколько. Во-первых, по действующему законодательству о товарных знаках, аннулировать регистрацию марки, схожей с вашей собственной, можно лишь в течение пяти лет после регистрации марки-"нарушителя". Иными словами, по прошествии десяти лет сосуществования шансов на отмену регистрации марки Smirnoff у ее конкурентов было немного. Во-вторых, ситуация изначально сложная, поскольку в качестве марки выступает фамилия. В США, например, исключительные права на использование фамилии в качестве торговой марки можно получить лишь в том случае, если эта фамилия приобрела в результате деятельности ее обладателя так называемое вторичное значение, то есть стала однозначно восприниматься в связи с этим лицом. В этом смысле регистрация марки Smirnoff в любой зарубежной стране вполне оправданна, в России же со "Смирновыми" дело обстоит не так однозначно.

Не исключено, что нынешнее обострение ситуации вокруг "Смирнова" связано со сменой владельца "русской" марки. Как известно, с прошлого года "Торговым домом 'П. А. Смирнов'" управляет "Альфа-груп", имеющая весьма амбициозную стратегию в водочном бизнесе. Добившись судебного запрета на использование марки Smirnoff в России, "Альфа" может претендовать на международный рынок "смирновской" водки. До сих пор этот рынок был закрыт д

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама