Лицо в строю

Культура
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)

Выставка снимков Анатолия Егорова в Московском Доме фотографии - первая настоящая ретроспектива этого фотохудожника. Не то чтобы раньше его совсем не знали. На "Фотобиеннале-2000" была серия его военных снимков из Монголии 40-х годов. Отпечатки "Самолета", который Егоров составил из нескольких негативов наподобие живописного полиптиха, на фоторынке успешно конкурировали со знаменитым "Паровозом" Шайхета.

Карьера Егорова началась в 20-е годы, когда он решил бросить занятия спортом и стал снимать парады физкультурников и улыбчивых метательниц ядра. Так он пристрастился к многофигурным композициям: толпы у Егорова вышагивают радостными шеренгами и образуют живые фигуры на стадионах, олицетворяя собой организованность и порядок. Если в кадре только один персонаж, то это непременно типаж, который так и просится обратно в строй, потому как его индивидуальность лишь в принадлежности ко времени и социальной роли - физкультурница, отличница ГТО, будущий воин, счастливое дитя, ударник труда и т. д. Настоящие индивидуальности были исключением и резко выделялись на остальном фоне. Запечатленный Егоровым вполоборота знаменитый летчик Михаил Громов - один из редких у Егорова портретов.

Но случилась война, на которую он ушел добровольцем, и многое изменилось. Если на спортивных фотографиях люди строились в колонны и маршировали, "охваченные единым порывом", то на военных фотографиях шествия поразительным образом перестали быть такими стройными. Снимки перестали подчиняться жесткой композиции, а индивидуального, моментального стало гораздо больше: у каждого стоящего в строю воина появилось собственное лицо. Именно на войне Егоров сделал один из своих лучших снимков, в свое время куда более известный, чем хит нынешнего сезона "Самолет". Это портрет плененного в Сталинграде фельдмаршала Паулюса - в 1943 году он обошел все газеты и фотоагентства мира.

Если судить о Егорове только по довоенным вещам, то интерес к нему можно объяснить модой на советское ретро, умиление которым является неотъемлемой частью отечественного фотобума. Но повальный интерес к Егорову и фотографии вообще вызвало его умение увидеть человека.

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама