Был бы тоннель, а груз найдется

Повестка дня
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)

В Бурятии завершились работы по проходке Северо-Муйского тоннеля, самого протяженного в России. Тридцать лет назад Северо-Муйский хребет оказался самым сложным препятствием на пути Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Тогда же было принято решение строить тоннель, а пока его нет, проложить объездной путь по "верху". В 1974 году на Байкал прибыли специалисты, и двумя годами позже была начата выемка породы с западной стороны хребта.

Предполагалось, что работы по прокладке тоннеля длиной 15,3 км займут восемь лет, но строительство затянулось. После изучения геологической структуры хребта, в том числе и из космоса, выяснилось, что разработчики проекта ошиблись в расчетах. В 1988 году рассматривался вариант замораживания проекта Северо-Муйского тоннеля, но оказалось, что довести строительство до конца дешевле, чем законсервировать его. С начала 90-х, когда оставалось пройти только 2,5 км, стройка стояла по причине недофинансирования и двух аварий. К 1997 году объем задолженности только по заработной плате достиг 150 млрд рублей. Тогда же кураторство над проектом взяло на себя МПС, погасившее долги и взявшее расходы на строительство на собственный баланс.

К 2002 году завершатся отделка, прокладка путей и испытательные пуски поездов, и тоннель станет частью БАМа. Это, конечно, не приведет к моментальному росту коммерческих перевозок по магистрали, а лишь подготовит ее к проектной нагрузке, если таковая когда-то будет достигнута. Впрочем, МПС не унывает. Приобретен уникальный опыт, и отработаны технологии, которые ведомство собирается использовать в строительстве тоннеля под Татарским проливом на остров Сахалин.

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама