"Оскар" к деньгам

Повестка дня
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)

Фильм, в котором, по подсчетам специалистов, за шестьдесят секунд экранного времени от действующих лиц в среднем отлетают 24 части тела, - "Гладиатор" Ридли Скотта -признан Американской академией киноискусства лучшим за прошедший год. "Гладиатор" победил не только в главной номинации, но и в общем зачете, набрав пять статуэток (в том числе "Оскара" за лучшую мужскую роль получил Рассел Кроу). Тем самым блокбастер из древнеримской жизни на одно очко обошел других фаворитов: китайско-гонконгско-тайваньского "Крадущегося тигра, невидимого дракона" Анга Ли и "Траффик" американского борца с наркотиками Стивена Содерберга, получивших по четыре награды. (В том числе Стивен Содерберг награжден как лучший режиссер, а его актер Бенисио дель Торо за лучшую роль второго плана. Премии же за лучший иноязычный фильм, а также за музыку и операторскую работу достались тигру с драконом.) Кстати, к "Оскару" за лучшую женскую роль "лучший режиссер" тоже имеет кое-какое отношение: его получила Джулия Робертс, изображающая сексапильную Эрин Брокович в одноименном фильме того же Содерберга.

Наградив все эти фильмы, Академия продемонстрировала свою верность таким традиционным кинематографическим добродетелям, как зрелищность (не путать с эстетизмом), доступность, нравственный пафос и эстетизм (не путать со зрелищностью). Две первые воплощает собой снятый за 140 млн долларов "Гладиатор", с легкими искажениями иллюстрирующий школьный учебник по древней истории. Нравственным требованиям удовлетворяет "Траффик", вся мораль которого сводится к тому, что надо бороться не с производством наркотиков, а с их потреблением. Абстрактную же красоту представляет собой картина Анга Ли, где стилизованные восточные бойцы летают (буквально!) под китайскую музыку в исполнении одного из лучших мировых виолончелистов японца Йо-Йо Ма.

Выделив так наглядно "Гладиатора", академия сказала свое веское слово в охватившей в последнее время кинематографические круги дискуссии о "моральном праве" кинопроизводителей на супербюджеты. Вопрос о том, можно ли тратить сотни миллионов на посредственные развлечения для масс, когда, например, африканский континент голодает, встал особенно остро после прошедшего осенью в Нью-Йорке форума ООН, полностью посвященного проблеме нищеты в третьем мире и бездействию развитых стран, спокойно наблюдающих, как под угрозой голодной смерти оказываются целые народы. Но зрелища, по мнению академиков, все же важнее хлеба. Поэтому за хорошее зрелище не грех и заплатить.

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама