Прекрасный дилетант

Культура
Москва, 09.04.2001
«Эксперт» №14 (274)

В Московском центре искусств открылась выставка "Здравствуйте, господин Бурлюк". Знаменитый футурист, мастер эпатажа и возмутитель художественного спокойствия Давид Бурлюк после революции эмигрировал в США, поэтому его работ в российских музеях немного. "Господин Бурлюк" восполняет этот пробел: на выставке много произведений (главным образом живописных) из американских собраний, а также все, что удалось получить у московских и питерских коллекционеров.

Холст и краски для многогранного Бурлюка были полем непрерывного художественного эксперимента. В начале он, подобно многим русским художникам начала ХХ века, пережил увлечение импрессионизмом. Потом вдруг увлекся Ларионовым, и его живопись стала напоминать скульптуру, слепленную на холсте из масляных красок. Дальше - кубофутуризм. Бурлюк никогда не развивал последовательно один из стилей, а предпочитал маневрировать в них. В тридцатые годы он постоянно возвращался к своим экспериментам десятых годов и даже подписывал этим временем созданные тогда картины. Конечно, в последних американских вещах чувствуются стилизация под наивное искусство, а также усталость, тоска по родине и прошедшей молодости. Однако и в них есть то чувство независимости, пренебрежения общественным вкусом, которые так очаровывали футуристов в Бурлюке.

В отличие от своего брата Владимира, считавшегося талантливым живописцем (на выставке "по-родственному" представлены три его работы), Давид Бурлюк предпочел навсегда остаться в живописи дилетантом. И выставка дает уникальную возможность заглянуть во внутренний мир русского футуриста, где под маской язвительного и прагматичного пижона-циника в жилетке и с неизменным моноклем скрывался романтически-наивный юноша, остававшийся таким, похоже, до седых волос.

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (274) 9 апреля 2001
    Президентское послание
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама