Безумство слабых

Русский бизнес
Москва, 16.04.2001
«Эксперт» №15 (275)
Российские розничные сети бросают вызов своим поставщикам, несмотря на разницу в весовых категориях

Крупные сети розничных магазинов - "Перекресток", "Копейка", "Дикси" и "Мегамарт" - объединились в Российский розничный альянс (РРА). Таким способом они решили преодолеть диктат производителей и поставщиков. Последние, пользуясь преимуществами своего положения, ставят условием сотрудничества определенный порядок размещения товара в торговом зале, диктуют долю площадей, отводимых под их продукцию, требуют закупать весь выпускаемый ими ассортиментный ряд. От исполнения этих требований зачастую зависят и ценовые условия сделок. В ответ на это участники РРА намерены проводить единую закупочную, ассортиментную и ценовую политику, чтобы заставить поставщиков быть более внимательными к требованиям своих клиентов.

Еще до объединения некоторые из членов будущего альянса продемонстрировали готовность занять жесткую позицию по отношению к крупнейшим производителям и носителям раскрученных брэндов. Так, "Перекресток" не остановился перед полным разрывом отношений с компанией "Вимм-Билль-Данн" из-за разногласий в том, какую долю в ассортименте магазинов сети должны составлять соки "J7". А по словам Александра Самонова, генерального директора сети "Копейка", у его компании есть претензии к Останкинскому молочному комбинату, к "Ранове" - производителю безалкогольных напитков, дистрибуторам "Балтики" и Cadbury, фабрикам "Большевик" и "Рот-Фронт". В список компаний, не учитывающих в своем сбыте интересы розничных сетей и подлежащих перевоспитанию, попали также Очаковский пивоваренный завод и "Красный Октябрь". При этом единственный производитель, без продукции которого, по словам союзников, они не могут обойтись, это завод "Кристалл".

Некоторые наблюдатели полагают, что инициаторы создания альянса поторопились. Да, в странах с развитой рыночной экономикой ритейл на равных ведет диалог с производственными компаниями в поисках баланса интересов. Более того, на Западе в настоящее время производители в диалоге заинтересованы больше, чем торговцы. Как утверждает Борис Харас, старший менеджер компании PricewaterhouseCoopers, это связано с сокращением общего числа торговых компаний вследствие целого ряда слияний и поглощений среди крупных западных розничных сетей: "В результате производители имеют дело с меньшим числом торговых компаний, следовательно, стараются установить более тесные отношения со своими заказчиками".

Но в нашей стране торговля еще не достигла консолидации, характерной для лидеров мирового уровня. Так, Олег Войцеховский, руководитель проектно-исследовательского центра компании "Русский проект", заявил корреспонденту "Эксперта": "Для того чтобы производитель начал замечать розничную компанию, она должна брать не менее 10 процентов от объемов его производства. У нас же пока розничные сети такого масштаба, что, если кто-то из них не возьмет продукцию какого-нибудь гиганта, тот и не заметит, потому что сбыт у него идет от Москвы до Владивостока. В то же время для розницы взаимодействие с крупными поставщиками необходимо, поскольку пока только они в нашей

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (275) 16 апреля 2001
    Ядерные отходы
    Содержание:
    Международный бизнес
    Реклама