Airbus очарует японцев

16 апреля 2001, 00:00

Между двумя непримиримыми конкурентами, компаниями Airbus и Boeing, начинается борьба за третий в мире по величине авиарынок - японский. На прошлой неделе британская газета Financial Times сообщила, что Airbus возобновил переговоры с крупнейшей местной авиакомпанией Japan Airlines (JAL) по продаже ей нового аэробуса A380. Правда, это сообщение представители JAL немедленно опровергли, заявив, что в настоящее время никаких переговоров не ведется и начаться они могут не ранее 2004 года, когда появится первый A380.

Однако дыма без огня не бывает - Airbus неоднократно сообщал, что намерен повысить свою долю на японском авиарынке с 18 до 50%, а тут появился реальный шанс потеснить главного соперника. Дело в том, что Boeing, фактически узурпировавший рынок японских пассажирских самолетов, на неопределенное время отложил разработку гигантского Boeing 747Х и вместо этого решил сконцентрироваться на выпуске небольшого самолета (100-300 пассажиров по сравнению с 550-800 у A380), летающего со скоростями, близкими к скорости звука.

Airbus, уже получивший 66 заказов на новую модель, полагает, что спрос на самолеты типа A380 будет расти, в том числе и в Японии. По подсчетам экспертов, стране понадобится в будущем десятилетии не менее 600 новых самолетов, причем 180 из них - крупных. Пока что Airbus удавалось сотрудничать только с двумя японскими авиаперевозчиками - All Nipon Airways (ANA) и Japan Air System (JAS), тогда как на JAL безраздельно хозяйничал Boeing. Японцы считают, что во многом это было обусловлено непониманием европейцами специфики японского бизнеса, где очень важна культура личных сделок. Airbus учел пожелания потенциальных клиентов и создал дочернюю компанию Airbus Japan. Аналитики считают, что, несмотря на высокую цену A380 - 220 млн долларов, Airbus имеет все шансы "помахать крылом" Boeing, тем более что, по некоторым данным, он предлагает сейчас свой суперсамолет с существенными скидками.