Госдума приняла в третьем чтении закон об увеличении штатной численности судей и работников аппарата арбитражных судов. В 2001 году она составит более семи с половиной тысяч единиц, а в 2002-м увеличится еще на тысячу.
Борьба за судебную реформу и новый УПК вступает в решающую фазу. Необходимость нового Уголовно-процессуального кодекса очевидна. В старом, действующем с 1964 года, Конституционный суд нашел 20 коренных несоответствий конституционным нормам. Депутаты Думы единодушно поддерживают реформу.
В начале года Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект с либеральными поправками к УПК, но неожиданно отозвал его. Отзыв законопроекта связывали с положением, по которому арест, обыск, задержание должны проводиться только по решению суда, а не прокуроров, как это происходит сейчас. Генеральная прокуратура, не желая лишаться своих полномочий, выступает против, поэтому Путин, отказавшись от законопроекта, якобы поддался влиянию силовиков.
Однако сопротивление прокуратуры - не самое серьезное препятствие на пути осуществления судебной реформы. Каждый прокурор ежегодно принимает несколько тысяч решений об аресте, обыске, задержании. По законопроекту, эта задача должна выполняться уже перегруженными работой судами. Для их нормального функционирования нужно около семи тысяч новых работников судебного аппарата, что требует огромных затрат. Ведь каждого судью назначает президент, претендент на получение судейского звания должен пройти квалификационную коллегию, нового работника нужно обеспечить рабочим местом и т. д. Кроме того, необходимо наладить круглосуточное дежурство судей, потому что решение о санкционировании, например, ареста по закону должно быть принято в течение 48 часов. Теперь это затруднение, по крайней мере на бумаге, устранено.
Помимо упомянутого закона депутаты приняли в первом чтении новую редакцию Арбитражного процессуального кодекса РФ. Необходимость такого шага объясняется принятием за последние шесть лет множества законов, регулирующих экономические отношения. Количество споров, рассматриваемых арбитражными судами, за это время возросло вдвое. В новой редакции кодекса предлагается дифференцировать судебный процесс и применять упрощенную процедуру по несложным делам, более широко использовать альтернативную форму решения экономических споров - третейские суды. Кроме того, планируется прекратить практику, когда экономические споры рассматривают параллельно и суды общей юрисдикции, и арбитражные.
Председатель Высшего арбитражного суда РФ Вениамин Яковлев отметил, что вступление России в Совет Европы и присоединение к ряду международных конвенций требует существенно изменить работу возглавляемого им органа. В каких случаях, например, Высший арбитражный суд должен в надзорном порядке изучать решения нижестоящих судов, должны решать сами суды, а не органы прокуратуры и Верховный суд, как это практикуется сейчас. Необходимо также установить предельный срок опротестования судебных решений по экономическим спорам. По нынешним нормам они могут быть опротестованы через пять, десять лет и более.
Вскоре руководитель рабочей группы по судебной реформе при администрации президента Дмитрий Козак должен представить Владимиру Путину окончательный вариант структуры реформы. Следующим шагом станет представление в Думу полного пакета законопроектов.